Ответственность за нарушение правил обязательной сертификации

Какая ответственность предусмотрена для производителей и продавцов при производстве/ввозе/продаже продукции без сертификатов или деклараций?

Вопрос очень хороший, потому что на самом деле содержит в себе сразу четыре вопроса: КТО может быть привлечён к ответственности, КЕМЗА ЧТО  и, самое главное, КАК?

Более того, ответив на все эти вопросы, можно сделать очень интересный вывод. Давайте разбираться.

Рассмотрим саму логику привлечения к ответственности, чтобы Вам было понятно, почему зачастую нельзя дать однозначный ответ на вопросы, будет ли возбуждено дело об административном нарушении, и каким будет наказание.

Плюс, мы специально где-то будем упрощать некоторые термины, чтобы максимально доступно донести основные принципы на понятном, а не на «юридическом официальном» языке.

Нормативная база

В России действует ряд законов (как федеральных, так и международных), устанавливающих правила для определённых участников различных экономических и правовых взаимоотношений. Этих законов огромное количество, но «тремя китами» всего рынка можно назвать следующие:

  • Федеральный закон №184-ФЗ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года — для заявителей и аккредитованных лиц при проведении процедур подтверждения соответствия.
  • Закон РФ №2300-1 «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года — для продавцов и покупателей при продаже товаров и услуг.
  • Договор о ЕАЭС от 29 мая 2014 года, а точнее одно из его главных «дополнений»: Таможенный кодекс ЕАЭС от 17 апреля 2017 года — для импортёров и экспортёров продукции при перемещении её через границы ЕАЭС.

За нарушение установленных этими законами правил предусмотрена ответственность. Кто эту ответственность несёт и в каком объёме — определяет Кодекс об административных правонарушениях РФ. Именно в нём кроется большинство ответов на интересующие нас вопросы.

КОГО могут привлечь к ответственности?

Все статьи КоАП РФ разбиты по главам, каждая из которых описывает административные правонарушения в какой-то области. Самые «ходовые» из них следующие:

  • Глава 14. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций. Здесь собраны все нарушения первых двух законов: о техническом регулировании и о защите прав потребителей.
  • Глава 16. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил). Как понятно из названия, здесь собраны все статьи за нарушения при таможенном оформлении продукции.

В соответствующих статьях КоАП уже прямо указано, кем может быть совершено правонарушение, например:

Статья 14.43: Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов […]

Статья 14.4: Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества […]

Статья 16.2: Заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений […]

Статья 14.48: Представление испытательной лабораторией […] недостоверных или необъективных результатов исследований […]

Очевидно, что по 14.43 будет привлечён тот, кто нарушил (изготовитель или продавец), по 14.4 — тот, кто продаёт, по 16.2 — декларант или тампред, а по 14.48 — испытательная лаборатория.

КТО может привлекать к ответственности?

Здесь стоит немного уточнить логику возникновения административной ответственности.

Она возникает после вынесения постановления по делу об административном правонарушении (АП). Постановление, в свою очередь, является итогом рассмотрения дела. Которое сначала должно быть возбуждено на основании протокола или определения.

Иными словами, чтобы привлечь кого-то к административной ответственности, надо:

  1. выявить и зафиксировать (!) правонарушение;
  2. возбудить дело;
  3. рассмотреть дело;
  4. принять решение по результатам рассмотрения.

Сейчас станет понятно, почему мы подробно на этом останавливаемся.

Кто может рассматривать дела?

В главе 23 КоАП подробно указано, какой орган может рассматривать дела об административных правонарушениях по определённым статьям (если быть точным: может либо рассматривать самостоятельно, либо передавать дело в суд). В каждой из статей указана область надзора и полномочия надзорного органа. А какое именно ведомство будет надзорным органом в той или иной области — определяется уже постановлением Правительства.

Чаще всего приходится иметь дело с Роспотребнадзором (санитарно-эпидемиологический надзор по статье 23.13 и надзор в области защиты прав потребителей по статье 23.49) и Федеральной таможенной службой (таможенный орган, статья 23.8).

Интересно также то, что области надзора часто пересекаются и, например, возбуждать и рассматривать дела по статье 14.44 (недостоверное декларирование соответствия продукции) могут органы по санитарно-эпидемиологическому, сельскохозяйственному, ветеринарному, фитосанитарному, пожарному, транспортному надзору.

Кто может только составлять протоколы и передавать дела для рассмотрения в суд?

Здесь стоит упомянуть главу 28 (возбуждение дел об АП), а именно статью 28.3, определяющую, какие должностные лица вправе составлять протоколы и возбуждать дела. Здесь указаны именно те, кто может только составить протокол, возбудив тем самым дело, и передать его в суд, который это дело уже будет рассматривать.

Интересует нас конкретно 95 пункт второй части данной статьи, указывающий на полномочия должностных лиц Росаккредитации:

95) должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции национального органа по аккредитации — [вправе составлять протоколы] об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.47, 14.48, 14.59, 14.60, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, частью 2 статьи 19.26.

ЗА ЧТО могут привлечь к ответственности?

С одной стороны, всё просто — состав нарушения явно указан в соответствующей статье.

С другой стороны, нередко бывает так, что одно и то же нарушение может подходить сразу под несколько статей. Точнее, какая-то ситуация может содержать в себе признаки сразу нескольких нарушений.

Например, если в ходе реализации был нарушен режим хранения товара, который после этого испортился, то это одновременно может подпадать и под статью 14.4 (продажа товаров ненадлежащего качества), и под статью 14.43 (нарушение требований технических регламентов).

Вопрос — по какой из этих статей привлекут к ответственности? А вопрос это к тем, кто будет данные нарушения выявлять и фиксировать.

И здесь мы как раз подходим к самому интересному. 

КАК могут привлечь к ответственности?

Самое главное, что нужно знать — в одном и том же деянии могут быть выявлены нарушения сразу по нескольким статьям КоАП.

Грубо говоря, если ввезти и продать продукцию с сертификатом, выданным на основании поддельных протоколов испытаний, то можно получить сразу два дела об АП: от таможни за нарушение правил ввоза и от Роспотребнадзора за нарушение правил продажи. Более того, это не гипотетическая ситуация, это реальные случаи.

Это мы говорим только об административной ответственности, не стоит забывать и о других последствиях: незаконно оформленные разрешительные документы будут аннулированы Росаккредитацией, а их держатели окажутся в «чёрном списке» у ведомства.

И теперь Вы уже знаете, почему так происходит:

Во-первых, потому что каждый надзорный орган будет искать составы по «своим» областям надзора и привлекать к ответственности «своих» нарушителей. Утрируя, Роспотребнадзор будет привлекать продавца, таможня — декларанта. И тот факт, что и продавец, и декларант одно и то же лицо — проблемы исключительно этого лица.

Во-вторых, каждый надзорный орган постарается найти в одном и том же деянии либо как можно больше нарушений, либо те, которые в данный момент ему «нужны» (показателей эффективности надзорной деятельности никто не отменял).

Как избежать ответственности?

Ответ очевиден — не нарушать.