Как сейчас проводится инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, если орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия, закрыт? Часть 1

     В соответствии с пунктом 5.15 подпункт 2 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011) при обязательной сертификации серийно выпускаемых СИЗ, должен осуществляться ежегодный инспекционный контроль. Результаты инспекционного контроля служат основанием для принятия решения органом по сертификации о подтверждении, приостановлении или прекращении действия сертификата соответствия.

     Пунктом 3.3 ГОСТ 31815-2012 «Оценка соответствия. Порядок проведения инспекционного контроля в процедурах сертификации», введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25.12.2012 № 1964-ст, установлено, что инспекционный контроль проводится органом по сертификации, выдавшим сертификат соответствия на данную продукцию.

     Как же быть Заявителям в ситуации, когда Орган по сертификации закрыт?

     В настоящее время Росаккредитацией прекращен доступ к федеральной государственной информационной системы в области аккредитации (ФГИС Росаккредитации) юридическим лицам, ранее аккредитованным в национальной системе аккредитации. Внесение сведений в единый реестр сертификатов соответствия юридическим лицом, действие аккредитации которого было прекращено, положениями ГОСТ 31815-2012 не предусмотрено.

     На данный момент, в случае прекращения деятельности органа по сертификации, инспекционный контроль проводится другим уполномоченным на это органом по сертификации. Зачастую, это подразумевает, что закрытый орган по сертификации передаёт функции по проведению инспекционного контроля другим аффилированным с ним органам по сертификации, которые также могут закрыться в любой момент. В таком случае Заявитель становится заложником ситуации и не может ничего поделать. В таких случаях речь больше ведётся не о правильности проведения работ, а о получении денег с Заявителя. Есть случаи, когда у Заявителя проводят по сертификату соответствия третий ежегодный инспекционный контроль, и третий раз его проводят «новые» органы по сертификации, потому что те, которые проводили предыдущий инспекционный контроль тоже уже закрыты.

     В настоящий момент во ФГИС Россаккредитации не предусмотрена функциональность по предоставлению органу по сертификации полномочий по внесению изменений в сведения по сертификатам соответствия, выданных другим органом по сертификации. Сведения о прохождении такого инспекционного контроля никуда не передаются.

     Вместе с тем, порядок и процедура делегирования полномочий по проведению инспекционного контроля другому органу по сертификации не регламентирована нормативными актами Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, в том числе постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2006 № 201 «О порядке формирования и ведения единого реестра сертификатов соответствия, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений и оплаты за предоставление таких сведений» и постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 № 845 «О Федеральной службе по аккредитации», устанавливающими полномочия Росаккредитации в части ведения единого реестра выданных сертификатов соответствия.

(Читайте завтра: Какие нововведения планируются по проведению инспекционного контроля, если орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия, закрыт.)