Положение о контроле за деятельностью аккредитованных лиц и перечень индикаторов риска к нему

Одновременно с 248-ФЗ вступили в силу, среди прочих, нормативные документы, касающиеся государственного контроля и надзора за аккредитованными лицами:

  • Постановление Правительства №1002  от 25 июня 2021 года «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью аккредитованных лиц» 
  • Приказ Минэкономразвития №300  от 28 мая 2021 года «Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному контролю (надзору) за деятельностью аккредитованных лиц»

Есть ли в них что-то, что может быть важно заявителю? Давайте разбираться. Положение о контроле за деятельностью аккредитованных лиц (Постановление №1002)

  • Пункт 3 устанавливает, что контроль за аккредитованными лицами осуществляет Росаккредитация и её территориальные органы:
  • Пункт 10 подробно указывает, деятельность каких аккредитованных лиц является объектом контроля. Особо подчёркивается, как и в пункте 2, что проверяются даже те, чья аккредитация прекращена:
  • Учёт объектов контроля (п.11)

Главное — изменилась логика проведения контрольных и надзорных мероприятий. По крайней мере, на законодательном уровне. Раньше ключевым элементом были проверки, которые могли быть плановыми или внеплановыми, но всё равно были проверками.Теперь положение о контроле предусматривает отдельно профилактические мероприятия (раздел III, пп. 12-28) и отдельно контрольные (надзорные) мероприятия (раздел IV, пп. 29-60), при этом явно подчёркивая, что последние не могут быть плановыми: 

  • Профилактические (п.13) и контрольные (п.29) мероприятия

Какие-то выводы делать пока очень рано — законодательные нормы новые, и новые они не только для контролируемых, но и для контролирующих. Какая вокруг всей этой теории сложится практика — покажет только время. И, разумеется, самое волнующее для заявителей  конкретика на этот счёт, содержится в Постановлениях №934 и №936, также вступивших в силу. 

  • Постановление №1002 лишь ссылается на эти нормативные акты (пп. 73-74):

О приостановке аккредитации при выявлении нарушений (пп. 73-74) Перечень индикаторов риска (Приказ №300)Эти индикаторы практически без изменений перебрались из Приказа Минэкономразвития №437 от 28 августа 2017 года «Об утверждении индикаторов риска нарушения обязательных требований аккредитованными лицами» (он отменяется Приказом №300). Вкратце они таковы:

  • «Молчание» органа 3 месяца
  • «Молчание» лаборатории 3 месяца
  • Двукратный рост результатов работы (сертификатов и протоколов) относительно предыдущего временного периода
  • Двукратная разница в результатах работы с такими же аккредитованными лицами
  • Слишком быстрая выдача сертификата
  • Увольнение половины сотрудников
  • Сертификат на «нарисованном» протоколе
  • Наличие по адресу другого аккредитованного лица с той же областью
Previous Article
Next Article