Как российский бизнес адаптировался к санкциям и что думают об этом россияне — данные мониторинга

Порядка 77% российских предпринимателей сумели адаптироваться к работе в условиях санкций или надеются это сделать. Об этом говорится в материалах мониторинга текущего состояния бизнеса, который провел институт уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова.

Санкционные ограничения затронули 86,8% опрошенных бизнесменов, при этом 11,7% решили закрыть свое дело. Всего были опрошены топ-менеджеры или собственники 6003 фирм по всей России, то есть по меньшей мере 702 бизнеса в результате санкций уже потерпели крах.

Основные трудности: снижение спроса, нехватка оборотных средств и кассовые разрывы, нарушение логистики и проблемы с импортом.
«Спокойными и эффективными» действия властей в условиях санкционного давления назвали 34,7% опрошенных, 56,4% сочли их недостаточными, а 8,9% выразили мнение, что меры правительства лишь «осложняют ситуацию».

В контексте перспектив экономического развития свыше половины (56,4%) респондентов признали ситуацию сложной и выступили за кардинальное изменение правил игры и создание новой экономической модели. При этом только 3,8% выразили крайний пессимизм, заявив об отсутствии перспектив.
Как отметил Титов, мониторинг продемонстрировал, что большинство предпринимателей считают меры правительства недостаточными. По его словам, справиться с трудностями можно только с помощью решительных реформ и изменения модели развития. У России имеются хорошие перспективы, но для этого необходимо использовать все резервы для решения внутренних задач, заключил уполномоченный.

Одновременно Всероссийский центр изучения общественного мнения выяснил, что в целом россияне уверены в завтрашнем дне своей страны.
Результаты опроса ВЦИОМ:

— Дефицита не боятся 70% жителей России, выражают обеспокоенность — 28%. Остальные 2% затруднились ответить.

— В возможность российских компаний заменить ушедшие зарубежные верят 69% россиян: 19% уверены, что российские компании справятся почти полностью, 50% — что смогут заменить большую часть пробелов. Еще 27% думают, что шансов у отечественных предприятий нет: 21% — почти нет, 6% — вообще без вариантов. Остальные 4% затруднились ответить.

— В случае выбора между товарами отечественного и зарубежного производства, при условии равной цены, отечественный предпочли бы 67% опрошенных, скорее импортный — 18%. Остальные 15% затруднились ответить.

— Если речь идет о качестве, то и тут россияне свято верят в отечественный продукт — таких 56% респондентов. Импортные товары считают более качественными 22% жителей страны.

Вера в успех российских компаний на пути импортозамещения по разным сферам распределилась неравномерно. Как распределились голоса людей:

• Производство продуктов питания: 94% — смогут, 4% — не смогут.
• Предметы гигиены: 91% — смогут, 7% — не смогут.
• Бытовая химия: 90% — смогут, 7% — не смогут.
• Строительные и отделочные материалы: 86% — смогут, 9% — не смогут.
• Медикаменты и лекарства: 69% — смогут, 24% — не смогут.
• Самолеты и комплектующие для авиации: 66% — смогут, 22% — не смогут.
• Промышленное оборудование (станки и механизмы): 63% — смогут, 29% — не смогут.
• Медицинское оборудование: 55% — смогут, 34% — не смогут.
• Бытовая техника и электроника: 54% — смогут, 37% — не смогут.
• Автомобили и автозапчасти: 50% — смогут, 40% — не смогут.

ВЦИОМ отмечает, что данные получены по результатам ответов 1600 россиян старше 18 лет путем телефонных интервью. Указано также, что погрешность не превышает 2,5%.

По материалам РИА и ТАСС

Previous Article
Next Article