В первую неполную неделю после отмены в ряде регионов ограничений, связанных с COVID-19, продажи масок и санитайзеров в магазинах и аптеках упали почти на 40%. Сейчас в стране средств индивидуальной защиты медицинского назначения , а также гигиенических средств выпускается в 3,5 раза меньше имеющихся производственных мощностей.
Некоторым компаниям, зарабатывавшим в пик пандемии на продаже этих средств, уже пришлось законсервировать оборудование. С 14 по 17 марта продажи масок в стране снизились на 38% по сравнению с 7–10 марта и на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, посчитали в «Чек Индекс» (анализирует агрегированные данные ОФД). Сервис не приводит абсолютных цифр. Меньше покупают одноразовых перчаток (их обязательное ношение в Москве отменено еще в июле 2021 года) и санитайзеров: на 13% и на 41% по сравнению с прошлой неделей и на 19% год к году по обоим позициям. Средний чек на набор товаров из маски, перчаток и антисептика составил в эти четыре дня 447 руб., что на 32% ниже, чем неделей ранее, и на 11% ниже, чем год назад.
В марте 2020 года в РФ производилось около 600 тыс. масок в сутки, говорил ранее глава Минпромторга Денис Мантуров. Тогда России пришлось завозить маски из Китая и одновременно развивать свое производство. В конце 2020 года власти, напротив, запретили закупать по госзаказу маски не из стран ЕАЭС. В Минпромторге тогда объясняли это тем, что российские производители столкнулись с затовариванием.
Общее число перепрофилированных под выпуск масок предприятий, которые находились в контуре министерства,— 65, из них у 44 предприятий на март 2022 года действуют регистрационные удостоверения, сообщили “Ъ” в Минпромторге.
Их текущие производственные мощности — 22,4 млн масок в сутки, но фактический выпуск в январе этого года составил 6,3 млн, в феврале — 6,8 млн, сообщили “Ъ” в министерстве.
Сложившаяся ситуация повлечет за собой определенные сложности для небольших компаний, говорит президент Ассоциации СИЗ Владимир Котов. На рынке останутся те, у кого есть долгосрочные контракты с постоянными заказчиками, включая медучреждения.
Перепрофилировать имеющиеся производственные линии на выпуск другой продукции затруднительно из-за специфики самих изделий, заключает Владимир Котов.
По материалам Коммерсант