Контрольные и надзорные ведомства на местах придумали, как обойти указание президента.
Введенный в начале весны мораторий на проведение плановых проверок предприятий и предпринимателей в России на практике оказывается формальным. Владельцы бизнеса жалуются на то, что чиновники находят все больше и больше лазеек, чтобы обойти запрет и проигнорировать установки главы государства «не кошмарить» предпринимательское сообщество. Никакой ответственности контролеры, как правило, не несут, а обещанных послаблений бизнес, похоже, пока так и не увидел.
Мораторий на проведение плановых проверок предприятий и предпринимателей был введен правительством в минувшем марте — отмечалось, что он будет действовать до конца 2022 года. Тогда же отмечалось, что плановые проверки сохранятся только в отношении закрытого перечня объектов контроля, в рамках санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и пожарного контроля, а также надзора в области промышленной безопасности.
В пресс-службе правительства указывали, что проведение внеплановых контрольных мероприятий допускается лишь в исключительных случаях — например, при угрозе жизни и причинении тяжкого вреда здоровью граждан, угрозе национальной обороне, а также при рисках возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При этом такие проверки должны быть согласованы с органами прокуратуры. В июне в ходе Петербургского международного экономического форума президент Владимир Путин предложил отменить большинство плановых проверок компаний. По его словам, «есть все основания сделать еще один кардинальный шаг вперед: навсегда, на постоянной основе отказаться от проведения большинства проверок всего российского бизнеса, деятельность которого не связана с высокими рисками причинения вреда». При этом глава государства подчеркнул, что «ходить и проверять всех подряд» необходимости нет.
Ранее на огромное количество проверок бизнеса жаловался уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов. В частности, он сообщил, что за первые шесть месяцев прошлого года было проведено 493 тысячи проверок в отношении бизнеса. Показатель приблизился к числу проверок за весь 2020 год. Титов назвал это «тревожным сигналом».
Выдумать основание для внеплановой проверки не составит особой проблемы. Эксперты подтверждают: массовые проверки на самом деле никуда не делись, скорее изменилась их технология. Чиновники на местах действительно сумели придумать схемы, как обойти мораторий. Например, транспорт можно проверять в ходе «рейдовых мероприятий» — таковые не требуют какого-либо согласования.
Кроме того, говорит эксперт, если кому-то очень хочется проверить то или иное предприятие, то алгоритм в этом случае незатейлив: соответствующая жалоба пишется в прокуратуру, а прокурорский надзор не подпадает под запрет. Дело в том, что прокурору, чтобы провести ту или иную проверку, не требуется особых согласований — все согласительные процедуры проходят внутри самого ведомства. В итоге прокурор или его помощник получает рапорт о проведении проверки, с которым смело идет на объект.
Прокурорские работники по закону вправе привлекать в ходе проверки в качестве экспертов сотрудников других контролирующих ведомств — например, из пожарного надзора или Роспотребнадзора. Если привлеченными специалистами обнаруживаются нарушения, они фиксируются, прокурор составляет постановление, которое направляется в профильные ведомства для последующего вынесения штрафов. Складывается странная ситуация: с одной стороны, действует мораторий, с другой — проверки при желании можно проводить ежедневно. Сотрудники прокуратуры имеют право хоть по два раза в день приходить на предприятие — проверять исполнение различных законов. Например, в части ведения книги жалоб и предложений либо то, как обстоят дела с пожарной безопасностью. Если надо убить бизнес — это сделать очень легко. В 2021 году количество проверок не только не снизилось, а резко выросло — число контрольных мероприятий достигло 973 тысяч, тогда как в 2020-м их было 534 тысячи.Три четверти проверок инициируются федеральными ведомствами, при этом сумма взысканных штрафов выросла на 9%.
Главной проблемой является то, что если предприниматель рискует многим во время проверки, то чиновник не рискует ничем. Его не оштрафуют за необоснованную проверку, не возбудят уголовного дела, у него нет никакой ответственности.
Собственно, в этом кроется порочность созданной системы, признают специалисты. Необходимо изменить административный подход: например, исключить из отчетов надзорных органов проверки бизнеса и оценки эффективности органов на основании количества этих показателей.
Следующий шаг — показатели таких проверок должны работать ровно в обратную сторону. Чем больше проверок, тем ниже оценка эффективности надзорных органов. И, наконец, третий шаг — ввести новые показатели, на основе которых выносятся поощрения надзорных органов. Например, анонимные оценки самих предпринимателей своих взаимоотношений с надзорными органами, сопряженные с различными критериями роста бизнеса и результатов мониторинга соцсетей и СМИ.
Ранее Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) приводил данные, согласно которым более 70% российских предпринимателей оценивают условия ведения бизнеса в стране как неблагоприятные. При этом в числе главных факторов, которые оказывают негативное влияние на условия ведения бизнеса, опрошенные предприниматели назвали коррупцию.
По материалам News.ru