Представим студента или молодого специалиста, который придумал новую модель респиратора с встроенным голосовым помощником. Что ему делать дальше со своей идеей? Принять участие в специализированном конкурсе и узнать, что эксперты отрасли думают о ее жизнеспособности. Одним из таким конкурсов является «Умные СИЗОД», который проходит в рамках Молодежной программы выставки и Форума «Безопасность и охрана труда» (БИОТ-2022). 26 мая завершился отборочный этап сезона 2022. В нем приняли участие компании и ВУЗы из разных городов России. Одна из крупнейших организаций отрасли, Респираторный комплекс, представила 6 научных проектов в 4 номинациях. Какие идеи предложили молодые специалисты группы компаний — в этой статье.
Противосмоговый набор № 1. Цель этого проекта – создать комплект из средств защиты во время смога. Можно провести параллель с обычной жизнью: у многих в машинах есть специальные автомобильные аптечки на случай, если кому-то из пассажиров в дороге станет плохо. Оказавшись в пожароопасной зоне людям необходимо защитить свои глаза и органы дыхания. Для этих целей участники конкурса придумали состав, дизайн и эргономику противосмогового чемоданчика.
«Перед тем, как приступить к разработке самого набора, мы провели тщательный анализ пожароопасных ситуаций: какие меры предпринимаются со стороны властей, каким рискам подвергаются люди в зоне поражения», — рассказала Александра Гужова, продавец-консультант «СИЗ-Инвест», одна из авторов работы. Команду проекта возглавила руководитель отдела продаж Яна Калко. Также к работе был привлечен специалист отдела маркетинга Виктория Ванеева и студентка университета Косыгина Карнаева Дарья.
Производство плитки из отходов. Эта работа предлагает один из способов уменьшить загрязнение окружающей среды, и отвечает на вопрос «Что делать с отходами производства СИЗОД?». Евгений Боровик, бригадир Респираторного комплекса, предложил продлить производственную цепочку за счет использования отходов в изготовлении полимерпесчаной плитки.
Евгений поделился с нами тем, как он видит дальнейшую судьбу своей работы: «Я бы хотел, чтобы этот проект был реализован на нашем предприятии. Считаю его очень перспективным. Предлагаемый продукт имеет широкую область применения. Плитку можно использовать в качестве декоративного покрытия с долгим сроком службы для частных и общественных территорий».
Культура применения СИЗОД. Работа, написанная Екатериной Астаховой, проект-менеджером научно-технологического центра «Портативные СИЗ», относится к номинации «Культурологические аспекты СИЗ». Екатерина изучила, как эпоха влияет на культуру применения СИЗОД. В работе приведена интересная аналогия с письменностью: как в каждый исторический интервал времени использовали определенный инструмент для письма, также каждому периоду развития человечества соответствует определенное средство для защиты органов дыхания. Развитие СИЗОД имеет длинную историю — от тканевых повязок до современных эффективных респираторов. И если взрослому человеку не нужно объяснять, зачем и как правильно ему обращаться с шариковой ручкой, то со средствами защиты дыхания совсем другая ситуация.
«У людей по-прежнему нет четкого понимания, что такое эффективные СИЗОД, как правильно их выбирать и применять. Важно уметь доносить информацию до населения, от этого зависит жизнь и здоровье каждого человека».
В планах у Кати до декабря дополнить работу несколькими опросами. Наилучшим вариантом развития исследования, как считает автор, будет реализация уличной выставки, посвященной культуре применения СИЗОД.
Программа обучения для детей. Если ввести в поисковую строку Google «школьник распылил газовый баллончик», то выпадет целый список случаев из разных городов. Недавний случай произошел в Перми в мае этого года – пятиклассник распылил газовый баллончик прямо в раздевалке. Пострадавших нет. Но так бывает не всегда, иногда дело кончается госпитализацией. Для того чтобы научить детей защищать свое здоровье в подобных ситуациях, сотрудники холдинга «Респираторный комплекс», Яна Калко и Виктория Ванеева, вместе со студенткой 3-го курса университета государственной пожарной службы МЧС Дарьей Беленьковой, разработали систему обучения применению СИЗОД и действиям при ЧС.
В программу вошли не только теоретические материалы, но и обучение в игровой форме. Формат игры помогает детям лучше усвоить материал и закрепить практические навыки. У команды авторов уже есть опыт проведения мастер-классов в образовательных учреждениях с применением респиратора «АЛИНА-200 АВК».
О работе над проектом нам рассказала Виктория Ванеева: «Конкурс дал нам возможность собрать в одну команду очень интересных людей, экспертов, которые заряжены одной общей идеей. Научным руководителем работы стала Ольга Евгеньевна Мельник — старший научный сотрудник Санкт-Петербургского университета пожарной службы МЧС России, кандидат педагогических наук и автор научных статей по культуре безопасности для детей и взрослых. Мы верим, что разработанный нами продукт будет интегрирован в учебный школьный процесс. Дети буду получать нужные знания, делиться опытом и оставаться здоровыми».
Применение циркулярной экономики в управлении отходами. Современные СИЗОД на 70% состоят из полимерных материалов. Полимер разлагается в окружающей среде сотни лет. Это важная экологическая проблема, решению которой посветила свою работу ведущий специалист по стандартизации и сертификации Респираторного комплекса Лилия Назарова. Лилия предложила модель управления отходами СИЗОД с помощью внедрения механизмов циркулярной экономики. Циркулярная экономика – это концепция, основанная на возобновлении ресурсов и переработки вторичного сырья. Корпус респиратора состоит из полипропилена, в основе клапана выдоха и распорки – полиэтилен. И тот и другой материал можно переплавлять и вторично использовать для производства комплектующих изделий.
«На данный момент в компании ООО «Респираторный комплекс» внедрена интегрированная система менеджмента по международным стандартам — ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТР Р ИСО 14001, ГОСТ Р ИСО 45001, ГОСТ ISO 13485. В рамках данного проекта ведется работа по созданию типовой бизнес-модели циркулярной экономики. Модель включает в себя возможные технологии переработки СИЗОД. Также ведется научно-техническая работа по разработке эко-инновационных и биоразлагаемых материалов», — Лилия Назарова поделилась информацией об инновационном направлении деятельность компании.
Методика обучения студентов ВУЗов. Авторы этого проекта подготовили программу обучения в области СИЗОД для будущих асов сферы безопасности. Алексей Ульянов, старший преподаватель Высшей школы техносферной безопасности Инженерно-строительного института Политехнического университета, и Юлия Логвинова, аспирантка 4 курса специальности «Техносферная безопасность», пригласили в свою команду специалиста по СИЗ Респираторного комплекса Петра Хохрякова. Петр как практик привнес в развитие идеи значимый вклад, ведь он регулярно проводит обучение сотрудников компаний-партнеров Респираторного комплекса.
«В рамках нашего взаимодействия я делился с коллегами информацией о правильном использовании СИЗОД с помощью прибора TSI PortaCount. Рассказывал, как выбрать СИЗОД под конкретные условия труда. После отборочного этапа было принято решение объединить нашу работу с идеей другой команды по созданию обучающего мобильного приложения. Я бы хотел, чтобы наш проект помог будущим специалистам приобрести необходимые компетенции и глобально – способствовал развитию культуры эффективного применения СИЗОД», — прокомментировал Петр Хохряков.
Как мы видим, энергия молодых ученых в области СИЗОД направлена на разработку новых продуктов, способных обеспечить безопасность населения. Специалисты особое внимание уделяют эко-направлению – ищут способы вторичного использования отходов. В сфере образования разрабатывают эффективные программы обучения, и продвигают культуру применения СИЗОД.