1 июля 2021 года вступает в силу Федеральный закон 248-ФЗ от 31 июля 2020 года «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»
Кардинально в общей картине ничего не изменится: те же люди (инспекторы территориальных органов) будут проводить те же мероприятия (запросы, проверки) среди тех же лиц (производителей, импортёров, ритейлеров).
Но прослеживается изменение глобального подхода к государственному контролю. Он всё больше движется в сторону публичных реестров и электронного документооборота.
Контроль или надзор?
Важная деталь 248-ФЗ: он одновременно и о контроле, и о надзоре.
Само понятие государственного контроля и надзора закреплено в первом пункте первой статьи первой главы первого раздела закона.
А в третьем пункте этой же статьи уточняется то, что не является ни контролем, ни надзором.
- Определение государственного контроля (ст.1, п.1)
- Что НЕ является государственным контролем (ст.1, п.3)
- Конкретика — в положениях о видах контроля. В третьей статье 248-ФЗ фигурируют такие законодательные акты, как положения о видах контроля.
Во втором пункте этой статьи определены три вида контроля (федеральный государственный, региональный государственный и муниципальный) и установлено, какими нормативными документами они регулируются, и кто эти документы утверждает.
- Виды контроля (ст.3, п.2)
- Что определяется положением о виде контроля (ст.3, п.5)
Всё станет понятно в первой половине 2021
248-ФЗ вступает в силу 1 июля 2021 года. Соответственно, к этому времени должны появиться уже конкретные положения и законы.
Надзор за исполнением 248-ФЗ осуществляет Генпрокуратура
О чём гласит седьмой пункт третьей статьи закона:
- 7. Надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчинёнными ему прокурорами в соответствии с полномочиями, предоставленными Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».
Риск-ориентированный подход
Это тоже одно из нововведений в организации государственного контроля. Нельзя назвать этот подход каким-то ноу-хау — он уже длительное время применяется при таможенном оформлении. Но теперь его попробуют применить ещё и в обязательной оценке соответствия.
Конкретику по профилям риска также ждём в положениях и федеральных законах о видах контроля. Единственное, что выделяется из общей массы в 248-ФЗ: категория объектов контроля низкого риска.
Низкий риск
Без конкретных положений, разумеется, сложно делать выводы, но пятый пункт двадцать пятой статьи звучит крайне оптимистично:
- 5. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля, отнесённых к категории низкого риска, не проводятся.