Эксперт Ассоциации «СИЗ» Сергей Фролов по просьбе «Вестника АСИЗ» провел анализ новшеств в законодательстве о сертификации средств индивидуальной защиты
Уходящий 2021 год был богат на законодательные изменения. Их было столько, что даже и систематизировать их все не так-то просто.
Поэтому мы не будем перечислять их все, а вспомним лишь те, что больше всего повлияли на жизнь производителей, дистрибьюторов и импортёров.
Заявители стали регистрировать декларации самостоятельно
До этого года у заявителя был выбор — он мог зарегистрировать декларацию о соответствии в реестре самостоятельно (в личном кабинете ФГИС Росаккредитации) или обратиться за этой услугой в орган по сертификации.
С 1 января органы больше не регистрируют декларации, поэтому заявителю осталась только самостоятельная регистрация (за редким исключением: техрегламенты на железнодорожный транспорт и пиротехнику).
Интересно здесь также обратить внимание, что юридически порядок регистрации деклараций менялся в этом году дважды: сначала Приказом Минэкономразвития 478 (вступил в силу 1 января, отменён 16 августа), а затем Постановлением Правительства 936 (вступило в силу 21 июня).
Ужесточился порядок отмены сертификатов и деклараций
В 2021 году законодательно закрепились статусы разрешительных документов (приостановлен, возобновлён, прекращён, признан недействительным), а также появился внушительный перечень оснований для установки каждого из них.
Более того, устанавливать данные статусы может теперь не только национальный орган по аккредитации, но и орган государственного контроля, и у каждого из этих органов свой отдельный перечень оснований для этого. Хотя пока нигде официально не указано, какое ведомство возьмёт на себя его функции.
Также новшество 2021 года заключается в том, что если разрешительный документ признаётся недействительным — он признаётся таковым с даты своей регистрации. То есть, такой документ никогда не был действующим, а значит все факты ввоза и реализации продукции по данному документу становятся нарушениями.
Повлияет ли это на рынок оценки соответствия? Безусловно. Но только на тех, в чьём бизнес-планировании до сих пор оценка рисков строится на факторах «авось прокатит» и «дешевле заплатить штраф».
Вступил в силу 460-ФЗ, ужесточающий требования по проведению инспекционного контроля
Хотя это можно отнести к предыдущему пункту об отмене сертификатов, потому что сама по себе процедура инспекционного контроля особых изменений не претерпела. Ужесточился именно контроль за своевременностью его проведения и правильностью оформления результатов. Самое главное — сведения о проведении инспекционного контроля теперь вносятся во ФГИС Росаккредитации (в запись о сертификате), а отсутствие этих сведений является основанием для прекращения действия сертификата.
Но есть в этом законе и другое интересное нововведение — теперь сертификат соответствия можно «передать» другому органу для проведения инспекционного контроля. Однако, на текущий момент это больше теоретическая возможность, предусмотренная законодательством, чем сложившаяся практика, потому что сертификационные органы пока не торопятся брать на себя ответственность за чужую работу. Тем более, если с проведением инспекционного контроля в «старом» органе возникли проблемы — велика вероятность, что они появятся и с данным конкретным сертификатом. Возможно, в будущем процесс этой «передачи» будет понятнее, прозрачнее и безопаснее — время покажет.
В разрешительных документах теперь указываются коды GTIN и GLN
Но с оговорками. GLN (Global Location Number — глобальный номер местоположения) необходимо указывать только для иностранных производителей (для российских и евразийских не нужно), а при его отсутствии — координаты ГЛОНАСС. GTIN (Global Trade Item Number — глобальный идентификационный номер торговой единицы) можно указывать, если он есть, и если заявитель этого желает.
Вступил в силу 248-ФЗ о государственном контроле и надзоре
Безусловно, вступление в силу данного федерального закона — главное событие уходящего 2021 года. А учитывая, что этот закон предполагает появление ещё множества подзаконных нормативных актов по конкретным видам контроля — мы ещё точно услышим о нём и в следующем году. Да и дело не в отдельном федеральном законе. Его появление — хоть и один из ключевых, но лишь этап в большой реформе контрольно-надзорной деятельности, идущей в настоящий момент в России. Суть этой реформы — цифровизация государственного надзора вслед за общей цифровизацией экономики. Вместо бумажных документов — записи в реестре, вместо ручных проверок — форматно-логический контроль, вместо инспекторов — алгоритмы.
И этот подход явно прослеживается во многих изменениях, произошедших в этом году. Один из примеров — проведение периодического инспекционного контроля. Раньше контролёру надо было проводить проверку и запрашивать у органа соответствующие акты и протоколы, теперь же вся эта информация содержится в реестре, и, соответственно, предоставлять её не нужно. Да и сам контролёр в этой ситуации скоро может уже не потребоваться. Повлияет ли это на рынок оценки соответствия? Безусловно. Но только на тех, в чьём бизнес-планировании до сих пор оценка рисков строится на факторах «авось прокатит» и «дешевле заплатить штраф».