25 марта 2016 года в Отеле «Ритц-Карлтон» (Москва, ул. Тверская, д. 3) в рамках «Недели российского бизнеса», которая проводилась Российским союзом промышленников и предпринимателей, прошел VI Всероссийский форум саморегулируемых организаций «Саморегулирование в России: перезагрузка».
Уже шестой раз на своей площадке Форум объединяет более 700 представителей профессионального и предпринимательского сообщества из более чем 60 отраслей российского бизнеса. В настоящее время институт саморегулирования признается не просто объединением профессионалом, а социально значимым институтом, который требует поддержки со стороны государства. Поэтому Форум привлек не только бизнес сообщество, но и представителей законодательной и исполнительной власти и стал площадкой конструктивного диалога между бизнес-сообществом, государственной властью, общественными и иными участниками экономических отношений по вопросам совершенствования регулирования профессиональной и предпринимательской деятельности и развития института саморегулирования в Российской Федерации.
Ключевым вопросом Форума стало обсуждение, подготовленных Минэкономразвития РФ в соответствии с Поручением Президента РФ, изменений и дополнений в ФЗ-315 «О саморегулируемых организациях».
На пленарном заседании Форума выступили:
— Шохин Александр Николаевич, Президент РСПП;
— Железняк Сергей Владимирович, заместитель Председателя ГД ФС РФ;
— Плескачевский Виктор Семенович – Вице-президент РСПП, Председатель Комитета РСПП по развитию саморегулирования;
— Херсонцев Алексей Игоревич, директор Департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития Российской Федерации;
— Николаева Елена Леонидовна, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству;
— Посохин Михаил Михайлович, президент Национального объединения проектировщиков и изыскателей (НОПРИЗ);
— и другие.
В работе Форума принял участие генеральный директор Ассоциации разработчиков, изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты Саморегулируемая организация Игорь Борисович Рогожин.
Модератором пленарного заседания был В.С. Плескачевский.
Заседание открылось выступлением А.Н. Шохина, который зачитал приветствие участникам Форума от Президента Российской Федерации Владимира Владимировича
Путина: «За прошедшие годы саморегулируемые организации в нашей стране прошли значимый этап становления, накопили опыт, продемонстрировали серьёзный потенциал, нацеленность на решение стоящих перед ними проблем. Важно, чтобы деятельность саморегулируемых организаций стимулировала деловую активность, способствовала формированию благоприятной конкурентной среды, повышению ответственности бизнеса, отечественных производителей перед потребителями товаров и услуг. Подчеркну, государство, граждане заинтересованы в том, чтобы эта работа была более эффективной, открытой и независимой».
Далее А.Н. Шохин сообщил, что работа над Концепцией развития саморегулирования показала, что Правительство РФ и общество рассматривают саморегулирование как перспективный институт. В настоящее время в нашей стране, кроме базового закона о саморегулировании, действует более десятка отраслевых законов, около 1 200 саморегулируемых организаций (СРО) объединяют профессионалов и предпринимателей более чем 60-ти отраслей. Не менее 20 миллионов граждан России имеют то или иное отношение к саморегулированию.
Между тем, отношение к институту саморегулирования все эти годы было неоднозначным. В 2009 году, при принятии Градостроительного кодекса, была фактически разрушена базовая концепция саморегулирования, разработанная до этого Государственной Думой и Минэкономразвития. Профессиональным сообществом и профильными министерствами была проведена большая работа по анализу ситуации. Результатом этой работы стало поручение Президента России «О совершенствовании саморегулирования» и, как следствие, подготовленные Минэкономразвития России в январе 2016 года поправки в базовый закон «О саморегулировании».
Приветствие от Председателя Государственной думы Российской Федерации Сергея Евгеньевича Нарышкина зачитал С.В. Железняк.
Основным докладом пленарного заседания стал доклад, подготовленный Министерством экономического развития Российской Федерации на тему: «Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации», озвученный А.И. Херсонцевым.
На конец 2015 года в России было зарегистрировано 1 154 СРО. Из них 719 действовало в отраслях, в которых введено обязательное членство участников рынка в СРО. Только на сферу строительства приходится около 500 организаций, в связи с чем успехи и неудачи в этой области зачастую воспринимаются как характеризующие институт СРО в целом. «В сферах, где членство СРО является добровольным (435 организаций), мы наблюдаем рост их числа в 2,9 раза в 2010-2015 годах», — сообщил А.И. Херсонцев.
Он обратил внимание на то, что при разработке нового законопроекта перед Минэкономразвития стоял ряд проблем, среди которых:
— низкая степень универсальности 315-ФЗ;
— слабое развитие стандартизации в системе СРО;
— невысокая эффективность контроля СРО за соблюдением членами СРО установленных требований;
— недостаточно эффективное обеспечение имущественной ответственности членов СРО;
— низкая степень интеграции интересов субъектов саморегулирования и отраслевой стандартизации.
По мнению Министерства, ключевой из этих проблем является низкая степень универсальности 315-ФЗ и возможность существования неограниченного перечня особенностей регулирования деятельности СРО отраслевыми законами.
«Мы настаиваем на том, что закон о СРО должен являться базовым законом о саморегулировании в России, устанавливающим основополагающие принципы и исчерпывающие требования в данной сфере регулирования, рамки определения особенностей регулирования деятельности СРО и национальных объединений СРО другими нормативными правовыми актами», — подчеркнул А.И. Херсонцев.
Для этого в законопроекте предусмотрено ограничение отраслевых особенностей саморегулирования, которые могут быть установлены отраслевыми федеральными законами, исчерпывающий перечень сфер так называемого «обязательного» саморегулирования и закрепление принципов введения этого СРО в тех или иных областях.
Одной из центральных тем законопроекта стала задача повышения эффективности обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации.
По мнению А.И. Херсонцева, компенсационный фонд саморегулируемой организации является неотъемлемым ее атрибутом, определяющим коллективную ответственность субъектов профессиональной или предпринимательской деятельности. Риск наступления солидарной коллективной ответственности стимулирует СРО обеспечивать реальное, а не формальное исполнение своих функций.
Отдельно он остановился на вопросе национальных объединений саморегулируемых организаций (НОСО). По мнению Министерства, сегодня НОСО прочно вошли в систему саморегулирования, однако базовый закон не определяет рамки их деятельности. «В рамках законопроекта мы планируем исправить эту ситуацию, урегулировав основные вопросы создания и функционирования НОСО», — отметил представитель Минэкономразвития.
А.И. Херсонцев обратил внимание участников Форума, что необходимо дальнейшее обсуждение проблем развития добровольного саморегулирования, дублирования государственных функций, прежде всего государственного надзора, и функций, выполняемых СРО: «Я говорю о механизме так называемого «признания» результатов деятельности СРО государством. Предлагаем закрепить в проекте возможность заключения соглашений между госорганами и СРО, в соответствии с которыми государство в лице органа власти признает способность данных организаций эффективно выполнять определенные функции (например, контроля за своими членами) и, в свою очередь, не осуществляет такие функции в отношении их членов».
«В строительной отрасли целесообразно функционирование двух национальных объединений по основным видам деятельности. Это уже сегодня позволяет выстроить четкую систему управления отраслью — государственный регулятор в лице отраслевого министерства координирует деятельность обоих национальных объединений строительной сферы, которые и обеспечивают создание безопасной и комфортной среды жизнедеятельности», — заявил М.М. Посохин.
По его мнению, в нынешних экономических условиях необходимо продолжить работу по переходу системы регулирования от государственных органов к институту саморегулирования. За государством должны сохраниться стратегические вопросы обеспечения национальной безопасности в строительстве и частично надзорные функции. При этом во исполнение Концепции совершенствования механизмов саморегулирования необходимо обеспечить постепенное привлечение профессионального сообщества к участию в регулировании, совершенствовании нормативной базы, систем надзора, контроля и оценки соответствия.
В своем выступлении М.М. Посохин также обозначил проблему обеспечения строительной отрасли квалифицированными кадрами. Сегодня практически каждая организация в строительстве в той или иной мере испытывает дефицит кадров, причем, не только в отношении рабочих, но и в отношении инженерно-технических специалистов. В настоящий момент утрачен источник пополнения инженеров и архитекторов, так как высшие учебные заведения прекратили присваивать данные квалификации, а система профессиональной аттестации специалистов и присвоения соответствующей квалификации отсутствует.
Силами национальных объединений ведется активная работа по разработке профессиональных стандартов, созданию системы и центров аттестации. Представляется целесообразным создание в НОПРИЗ Палаты архитекторов и инженеров, в числе ее функций может стать квалификация и аттестация специалистов.
Очень пессимистичным было выступление Сопредседателя Совета Российского Союза СРО Арбитражных Управляющих Натальи Владимировны Коцюбы. Она заявила,
что с принятием в предлагаемом виде поправок к ФЗ-315 «О саморегулируемых организациях» их объединение до следующего форума СРО не доживет.
Большой интерес у участников Форума вызвало появление на трибуне популярного артиста – Максима Галкина, на сей раз выступившего в необычном для него амплуа.
Госдума приняла в первом чтении законопроект, вводящий систему саморегулирования в сфере организации зрелищно-развлекательных мероприятий в РФ. Компания, которая захочет организовать концерт, должна будет в обязательном порядке вступить в СРО. При этом если площадь зоны, где проводится мероприятие, составляет менее 400 квадратных метров, вступать в СРО не нужно. Артисты опасаются, что из-за создания СРО вырастут цены на билеты и сократятся гонорары.
«Мы планируем создание саморегулируемой организации в случае принятия закона о регулировании нашей деятельности. В то время, когда Госдума готовит закон, артисты параллельно думают о создании СРО, и я не исключаю, что стану его учредителем. Это не для артистов создается, а для промоутеров, просто очень часто в нашей сфере артист и промоутер — одно и то же, часто артисты становятся собственными промоутерами. Я считаю, что нашей отрасли это не нужно, но если регулирование будет введено, я активно займусь этим процессом», — сообщил Максим Галкин.
Завершая свое выступление, он ответил Н.В. Коцюбе, что не надо драматизировать сложившуюся ситуацию. По его мнению, законодательство по саморегулированию обязательно изменится, и осенью волновать будут уже совсем другие проблемы.
После перерыва работа Форума продолжилась в форме круглых столов:
— Условия развития различных профессий – врачей, оценщиков, архитекторов (проектировщиков), аудиторов, патентных поверенных и многих других. Механизмы защиты интересов профессиональной деятельности в РФ. Перспектива Закона О частной практике в РФ.
— Законодательство о саморегулируемых организациях и о техническом регулировании: проблемы, противоречия, задачи. Роль СРО: в стандартизации деятельности; в техническом регулировании; в высшем, среднетехническом и профессиональном образовании.
— Саморегулирование в здравоохранении. Проблемы и перспективы.
— Особенности саморегулирования в различных отраслях.
— Особенности саморегулирования в строительстве. Перезагрузка.
— Правильная стандартизация – технологии раскрытия информации – эффективный (дистанционный, заочный) контроль. Современная теория и практика.