Переход на риск-ориентированный подход дает большую свободу для бизнеса, открывает новые возможности предпринимателям и в то же время обеспечивает эффективную систему контроля со стороны государства. Разбираться в специфике такого подхода важно как руководителям бизнеса, так и специалистам по охране труда.
Риск-ориентированный подход в надзорной деятельности
Что значит риск-ориентированный подход в надзорной деятельности в области охраны труда? Вместо плановых проверок соблюдения трудового законодательства с 2018 года используется риск-ориентированный подход, то есть Государственная инспекция труда (ГИТ) проводит проверки ориентируясь на категории риска, установленные для работодателя.
Принципы применения риск-ориентированного подхода в надзорной деятельности впервые были закреплены в ст. 8.1 Федерального закона от 26.08.2008 № 284-ФЗ (с изм. на 24.07.2023) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Он заключается в системе проверок работодателей с учетом потенциальных рисков нарушения требований охраны труда.
Частота и форма проверки зависят от категории риска, к которому отнесена организация. Для организаций и ИП установлено 5 категорий риска: низкий, умеренный, средний, значительный, высокий (постановление Правительства от 21.07.2021 № 1230). На категорию риска влияют уровень производственного травматизма, задолженность по заработной плате, наличие или отсутствие ответственности за нарушение требований в сфере труда, факторы назначения административных наказаний и др.
В зависимости от присвоенной категории риска устанавливается частота плановых проверок инспекторами ГИТ:
- высокий риск — раз в 2 года;
- значительный риск — раз в 3 года;
- средний риск — раз в 5 лет;
- умеренный риск — раз в 6 лет;
- низкий риск — плановые проверки не проводят
Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности определяют в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806:
- главный государственный инспектор труда РФ или его заместитель — при отнесении к категории высокого риска;
- главный государственный инспектор труда в субъекте РФ или его заместитель — при отнесении к категориям значительного, среднего и умеренного риска.
Важно!
Если организации не установили определенную категорию риска, она автоматически относится к категории низкого риска.
Отнесение организации к группе риска происходит ежегодно до 1 июля текущего года на весь следующий за ним календарный год. Установить к какой категории риска относится организация можно тремя способами:
- проверить входит ли организация в перечень работодателей с присвоенной категорией риска можно на сайте Роструда. Информацию размещают здесь, если речь идет о высокой категории риска. А вот если определена категория значительного, среднего и умеренного риска — на сайте территориальных ГИТ;
- направить запрос в контролирующий орган. ГИТ ответит на запрос в течении 15 рабочих дней со дня получения запроса (п. 13 постановления № 806).
- использовать электронный сервис Роструда «Онлайн калькулятор категории риска».
Индикаторы риска — основание для проверки
Индикаторами риска нарушений обязательных требований, являющихся основанием для проверки в соответствии с приказом Минтруда России от 30.11.2021 № 838н (с учетом изменений от 29.01.2025 № 35н), являются:
- увеличение количества несчастных случаев с легкими последствиями, происшедшими в квартале текущего года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года;
- отсутствие в ФГИС СОУТ информации о результатах проведения специальной оценки условий труда у юридического лица или ИП, сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ/ЕГРИП более 12 месяцев назад;
- принятие судом заявления о признании банкротом работодателя со среднесписочной численностью работников 50 и более человек;
- поступление информации о начислении работодателем заработной платы за каждый месяц предыдущего квартала ниже минимального размера оплаты труда 60 и более работникам в случаях, когда их доля составляет 50 и более процентов от общего числа работников;
- отсутствие снижения численности работников при условии сокращения фонда оплаты труда на 80 процентов и более за квартал у одного работодателя, численность работников которого равняется или превышает 15 работников.
Критериями для проверки станут, если:
- работодатель взаимодействует с более чем 35 самозанятыми лицами;
- компания платит им свыше 35 000 рублей и это составляет не менее 90% их дохода;
- работа длится более 3 месяцев.
Для бизнеса индикаторы риска — это не просто способ подготовиться к проверкам, но и весьма действенный инструмент управления безопасностью.
Можно ли снизить присвоенную категорию риска
Категория риска не статична. Каждый работодатель по закону имеет право обратиться в ГИТ, чтобы снизить категорию риска. Организации необходимо подать в ГИТ заявление в произвольной форме. В нем следует указать присвоенную категорию риска, полное наименование организации, ОГРН и ИНН, юридический адрес, а также контакты для связи. Вместе с заявлением необходимо предоставить следующие документы:
- выписку из ЕГРЮЛ с кодом вида деятельности предприятия;
- справку о среднесписочной численности организации;
- справку об отсутствии несчастных случаев за последние три года;
- документ об отсутствии задержек выплаты заработной платы и нарушений трудового законодательства.
ГИТ примет решение об изменении категории риска либо об отказе в изменении в течение 15 рабочих дней. После этого в течении в течение трех рабочих дней придет уведомление по электронной почте, которую указали в заявлении.
Также можно подать заявление о снижении категории риска через сервис «Досудебное обжалование». В заявлении нужно указать номер объекта в едином реестре видов контроля. Порядок действует до 1 января 2030 года. Заявление подлежит рассмотрению не позже 5 рабочих дней с даты его регистрации.
Мораторий на проверки
Мораторий на проверки — это временное ограничение плановых и внеплановых контрольных мероприятий, проводимых государственными органами для надзора за предпринимательской деятельностью. Он введен постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее — постановление № 336). Основной целью введения запрета на проверки является решение Правительства РФ снизить административную нагрузку на бизнес.
В 2025 году действует мораторий на проверки трудовой инспекции. Он продлен постановлением Правительства от 10.03.2023 № 372, согласно которому в 2025г будут проводить:
- плановые проверки — у организаций и ИП, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, работающими с опасными производственными объектами и гидротехническими сооружениями 2 класса;
- внеплановые проверки — в случае угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, обороне страны и безопасности государства;
- профилактические визиты — их количество может увеличиваться, в том числе и по желанию работодателей.
Мораторий распространяется на все плановые мероприятия: документарные и выездные проверки, инспекционный визиты, рейдовые осмотры. Мораторий на плановые проверки продлен до 2030 г. ГИТ информирует работодателей о предстоящих проверках за три рабочих дня до начала мероприятия. Дополнительную информацию можно получить на сайте ведомства, где публикуется График проверок на год. Это позволит работодателям заранее знать о предстоящих проверках и своевременно подготовиться, провести собственный аудит и оперативно устранить все нарушения.
Следует иметь ввиду, что мораторий на проверки, назначенные по инициативе прокуратуры, не распространяется (постановление № 336). План проверок ГИТ на 2025 г. размещается также на официальном портале Генеральной прокуратуры РФ.
Чтобы успешно работать в условиях риск-ориентированного надзора, работодателям необходимо: отслеживать категорию риска компании и понимать, какие факторы на нее влияют. Если категория высокая — быть готовым к более частым контактам с надзором и профилактическим визитам; если низкая — поддерживать этот статус, не допуская серьезных нарушений.
Важно, чтобы вся локальная документация по охране труда соответствовала государственным нормативным требованиям и была актуальной. Это снизит индикаторы риска до минимума.
Рекомендуется запросить профилактический визит, который проводят инспектора ГИТ с целью профилактики и предупреждения нарушений требований охраны труда. Профвизит регламентирован ст. 52 Закона № 248-ФЗ, а также п. 32 постановления №1230. Представители надзора сегодня настроены на диалог с работодателем. Например, при небольших нарушениях ГИТ может ограничиться предостережением — официальным письмом с требованием устранить нарушение без возбуждения дела об административном правонарушении. Это шанс исправить положение дел и не получать штраф.
Таким образом, риск-ориентированный подход можно рассматривать как эволюцию контрольно-надзорной системы, выгодную всем сторонам. Государство более эффективно расходует ресурсы, направляя инспекторов туда, где есть риски. Добросовестные работодатели реже сталкиваются с проверками, а неблагополучные — получают стимулы исправиться. Для специалистов по охране труда новая система — это повод к проактивной позиции: понимать свои риски, управлять ими и выстраивать работу с персоналом так, чтобы работники были защищены, и компания соблюдала закон.