В штатных расписаниях многих российских предприятий существуют не указанные в квалификационных справочниках и профстандартах должности, в частности: специалист по охране труда, промышленной, пожарной и экологической безопасности, гражданской обороне. Фактически работодатели объединяют совершенно разные должности в одну, желая сократить свои расходы на фонд оплаты труда. Законно ли возлагать эти трудовые функции на одного человека, будут ли эти решения способствовать созданию безопасности труда на предприятии. Разберемся в требованиях трудового законодательства.
Охрана труда
Для организации работы в области охраны труда согласно ст. 223 ТК РФ работодатель обязан:
- создать службу охраны труда или ввести в штат должность специалиста по охране труда, имеющего подготовку или опыт работы в этой области – при численности работников 50 и более человек;
- принять решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности – при меньшей численности работников.
В первом случае – это обязанность, неисполнение которой может повлечь за собой административный штраф до 80тыс.руб., во втором случае – право работодателя.
Для представителей службы охраны труда (код ОКПДТР 22659) нормативными актами, определяющими их обязанности, помимо ст. 223 ТК РФ, являются:
- Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда, утв. приказом Минтруда России от 17.05.2012 № 559н (далее -ЕКС);
- Профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда», утвержденный приказом Минтруда России от 22.04.2021 № 274н (далее – профстандарт).
Эти нормативные акты определяют требования к квалификации, знаниям, навыкам, умениям и опыту работы, которые необходимы для выполнения трудовой функции в области охраны труда.
Промышленная безопасность
Организация работы в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов (ОПО) предусматривает соблюдение законодательства, контроль за установкой, обслуживанием и ремонтом ОПО и его технических устройств, проведение экспертизы безопасности зданий и сооружений, оборудования, подготовку работников, эксплуатирующих ОПО. Какие объекты считать опасными, как они должны эксплуатироваться , и кто несёт ответственность за их безопасность, определяет Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Обязанности, требования к образованию и квалификации определяют:
- ЕКС, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 10.04.2012 № 328н;
- профстандарт, утв. приказом Минтруда России от 14.04.2025 № 226н.
Пожарная безопасность
Вопросы соблюдения и организации работы в области пожарной безопасности регулируются:
- Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»
- Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479.
Ответственным за пожарную безопасность отвечает руководитель организации и лицо, назначенное им ответственным за пожарную безопасность (ст. 37, 38 Закона № 69-ФЗ, п. 4 постановления № 1479). Кому именно делегировать эти обязанности руководитель решал самостоятельно в зависимости от специфики деятельности и объективной потребности в защите объектов от пожара. С принятием Закона от 24.09.2022 № 370-ФЗ определены иные требования к ответственному за пожарную безопасность. Ответственный должен отвечать требованиям профстандарта «Специалист по пожарной профилактике», утв. приказом Минтруда России от 11.10.2021 № 696н.
Экология
Основополагающим законом в этой сфере деятельности является Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-фЗ «Об охране окружающей среды». Организации, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах I, II и III категории, обязаны разрабатывать, утверждать и осуществлять программу производственного контроля.
В этих целях организации обязаны иметь в штате специалиста-эколога (код по ОКПДТР – 22656). Квалификационные требования к специалисту утверждены в профстандарте «Специалист по экологической безопасности (в промышленности), утв. приказом Минтруда России от 07.09.2020 № 569н.
Гражданская оборона
Вопросы соблюдения требований в области гражданской обороны регулируются Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне». Чтобы назначить ответственных за ведение этих вопросов, необходимо определить статус предприятия, присвоив ему категорию (это может быть категория особой важности, 1-я или 2-я категория или не категорированное).
Согласно ч. 4 ст.12 Закона № 28-ФЗ управлять процессами гражданской обороны должны структурные подразделения (работники) организации, которые назначаются в установленном порядке. Такой порядок устанавливает приказ МЧС России от 23.05.2017 № 230, который определяет численность работников, занятых вопросами гражданской обороны, при штатной численности работников организации:
- до 500 чел. – 1 освобожденный работник;
- от 501 до 2 000 чел. – 2 или 3 освобожденных работника;
- 2001 до 5000 чел. – 2-3 освобожденных работника;
- свыше 5001 чел. – 5-6 освобожденных работников.
В организациях, не отнесенных к категории по гражданской обороне, работа может выполняться по совместительству одним из работников организации (п. 5.1.2 приказа № 230).
Квалификационные характеристики для должностей работников, занимающихся вопросами гражданской обороны, определены:
- ЕКС, утв. приказом Минтруда России от 03.12.2013 № 707н (код ОКПДТР -44739);
- ЕКС для работников атомной промышленности, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 10.12.2009 № 977.
Требования ТК РФ
Одним из обязательных условий трудового договора является трудовая функция работника, то есть работа по определенной должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работы (статьи 15, 56 и 57 ТК РФ).
Таким образом трудовой договор с работником может быть заключен по одной определенной трудовой функции, например «специалист по охране труда, в случае если численность сотрудников предприятия составляет свыше 50 чел. (см. письмо Минтруда России от 17.11.2017 № 14-2/В-1012).
Все другие трудовые функции: в сфере промышленной, пожарной, экологической безопасности это дополнительные обязанности, которые могут возлагаться на работника в соответствии с нормами трудового законодательства (ч. 2 ст. 223 ТК РФ, письмо Роструда от 30.03.2023 № ПГ/05124-6-1).
Если в организации численность сотрудников менее 50 чел, то работодатель вправе принять решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом требований закона.
Выполнение работы, которая не входит в трудовые обязанности работника, можно оформить следующими способами, как:
- совмещение профессий (должностей) (ст. 60.2 ТК РФ);
- внутреннее совместительство (ст. 60.1 ТК РФ);
- заключение гражданско-правового договора на оказание услуг (выполнение работ).
Выбор способа зависит от характера дополнительной работы и от того, с какой регулярностью работник должен ее исполнять. Совместительство и совмещение – это два вида дополнительной работы.
Последствия привлечения к дополнительным обязанностям
Специалист по охране труда, соглашаясь выполнять дополнительные обязанности, надеется получить дополнительную оплату за свой труд, однако при этом ему необходимо адекватно подходить к решению их исполнять. Отвлекаясь на другие обязанности, специалист по охране труда не сможет выполнить все требования трудоохранного законодательства, что может повлечь за собой привлечение его к ответственности. При несчастном случае, если тот повлек за собой причинение тяжких последствий, смерть одного или более лиц, специалист по охране труда может быть привлечен к административной или уголовной ответственности (ст. 5.27.1 КоАП РФ, ст. 143 УК РФ, постановление Пленума ВС РФ от 29.11.2018 № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»). Что касается юридических лиц, то они могут понести наказание в виде штрафов или приостановке деятельности на срок до 90 суток.