Закупка СИЗ — это значительная часть расходов на охрану труда. Как не ошибиться и подобрать действительно необходимые и эффективные СИЗ для работников.
Обеспечение работников СИЗ — прямая обязанность работодателя, который их приобретает и выдает персоналу в соответствии с утвержденными нормами , в том числе обеспечивает надлежащий уход за ними: хранение, стирку, сушку, химчистку, ремонт и замену (ст. 221 ТК РФ). Закупка СИЗ — это значительная часть расходов на охрану труда, поэтому к их выбору следует подходить очень тщательно. Разберемся, как подобрать действительно необходимые и максимально эффективные СИЗ для работников.
Новый подход в выборе СИЗ
После недавних масштабных изменений в трудоохранном законодательстве существенно изменились подходы в определении количественного и качественного подбора СИЗ. С 01.09.23г вступили в силу Единые типовые нормы выдачи СИЗ и смывающих средств, утв. приказом Минтруда России от 29.10.21 № 767н (далее -ЕТН), и Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, утв. приказом Минтруда России от 29.10.21 № 766н (далее — Правила), которые коренным образом изменили подход к обеспечению работников СИЗ. Основная суть нововведений заключается в том, что «списочный подход уходит, приходит комплексный подход». СИЗ подбираются не только по должности, но и с учетом реальных рисков, характера работы и условий труда.
С вводом этих документов с 01.01.25 утратили силу около 60 ранее действовавших типовых отраслевых норм (ТОН). С 2025 г. обеспечение работников СИЗ и смывающими средствами осуществляют в соответствии с Правилами и учетом результатов специальной оценки условий труда (СОУТ), результатов оценки профессиональных рисков (ОПР). При этом должно быть учтено мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии).
Что необходимо сделать в связи с требованиями новых нормативных правовых актов:
- провести ОПР и применить результаты для выбора СИЗ;
- разработать на основе новых правил собственные Нормы бесплатной выдачи СИЗ и смывающих веществ, утвердить и ознакомить всех работников с нормами, способами выдачи, условиях хранения, а также об ответственности за целостность и комплектность СИЗ в случае хранения СИЗ у работников в нерабочее время;
- внести изменения, дополнения в систему управления охраной труда (СУОТ);
- разработать и утвердить Порядок обеспечения работников СИЗ, довести соответствующую информацию до сведения всех работников;
- приказом утвердить распределение обязанностей и ответственности должностных лиц по обеспечению работников СИЗ;
- переоформить Личные карточки учета выдачи СИЗ с учетом новых требований;
- определить перечень профессий и должностей работников, которым необходимо обеспечить проведение обучения, инструктажа или иного способа информирования работников о правилах эксплуатации СИЗ, использование которых требует от них практических навыков, знаний о простейших способах проверки их работоспособности и исправности;
- организовать проведение инструктажей и обучения работников, оформить надлежащие документы.
Как определить нормы бесплатной выдачи СИЗ по новым правилам
Работодатель самостоятельно определяет категории работников, которым нужно выдать СИЗ и разрабатывает собственные нормы бесплатной выдачи СИЗ, руководствуясь ЕТН, ОПР, СОУТ, а также учетом мнения профсоюза или иного уполномоченного работниками органа, если он есть в организации (ч. 4 ст. 221 ТК РФ). Важно отметить, что необходимо провести качественную ОПР, так как именно эта процедура является базой для формирования системы управления охраной труда, выборе необходимых СИЗ. ЕТН состоят из трех приложений:
- СИЗ для различных профессий (должностей) — Приложение № 1;
- СИЗ в зависимости от выявленных опасностей — Приложение № 2;
- Дерматологические средства защиты и средства для очищения кожи — Приложение № 3.
В приложении № 1 указано 5357 профессий. Для них указан минимальный набор СИЗ, который работодатель обязан выдать в любом случае и не может его сократить. В приложении № 2 представлены опасности, с учетом которых работодатели дополняют Нормы. В Нормы включаются только те СИЗ, которые необходимы для выполнения реальной трудовой деятельности.
Область применения, классы защиты и эксплуатационные уровни СИЗ должны быть строго увязаны с результатами СОУТ и ОПР, требований правил по охране труда, паспортов безопасности при работе с конкретными химическими веществами и иных документов, содержащих информацию о необходимости применения СИЗ. Это обеспечивает защиту работников от тех опасностей, которые были идентифицированы.
При разработке собственных норм бесплатной выдачи СИЗ следует указать точные параметры СИЗ: материал, класс защиты, эксплуатационные уровни. Например, вместо «перчатки для защиты от механических воздействий» следует указать: «Перчатки трикотажные с нитриловым покрытием, класс защиты от порезов 2, стойкость к истиранию — уровень 3 (по ГОСТ EN 388)».
Если ОПР подтвердит минимальный уровень опасности и необходимость в СИЗ отпадает, то такие СИЗ могут быть исключены. Однако это решение должно быть обосновано: усилением инженерной защиты, объемно-планировочными мероприятиями, применением коллективных средств защиты, а также результатами СОУТ и оценки рисков.
Работодатель имеет право заменить одно СИЗ из ЕТН на другое, если оно обеспечивает равноценную или более высокую защиту. Также допускается замена нескольких СИЗ одним, выполняющим совмещенные функции. При этом выбор должен быть подтвержден эксплуатационной документацией, а не субъективным мнением. Мониторинг новых опасностей — обязательная задача. При выявлении дополнительных рисков работодателю необходимо актуализировать нормы выдачи СИЗ, чтобы обеспечить полноценную защиту сотрудников.
Если наименование профессии (должности) отсутствует в ЕТН, но имеется в штатном расписании организации, соответственно при разработке Норм можно руководствоваться наименованиями профессий (должностей) и соответствующими им характеристиками, указанными в соответствующих положениях профессиональных стандартов или квалификационных справочниках, правилами по охране труда, паспортами безопасности при работе с конкретными химическими веществами и иными документами, содержащими информацию о необходимости применения СИЗ (п. 18 Правил).
Такой подход к определению Норм бесплатной выдачи СИЗ позволяет определить законное обоснование для выдачи того или иного СИЗ в зависимости от конкретной опасности.
Как выбрать качественного поставщика СИЗ
На практике не все представленные на рынке СИЗ одинаково эффективны, они могут не обеспечивать защиту надлежащего уровня, например, если они изготовлены из некачественных материалов, или нарушены условия хранения и сроки эксплуатации СИЗ. Поэтому одной из главных задач любой компании является выбор добросовестных поставщиков, способных обеспечить своевременную поставку требуемых СИЗ в необходимых объемах и гарантирующих их соответствие действующим законодательным нормам, а также запросам предприятия-заказчика.
При выборе изготовителей и поставщиков СИЗ можно пользоваться информацией, размещенной на официальном сайте Ассоциации СИЗ, где публикуется перечень ответственных организаций. Следует проверить, что поставляемые ими СИЗ прошли процедуру подтверждения соответствия требованиям ТР ТС 019/2011 (ч. 1 ст. 221 ТК РФ, п. 7 Правил):
- Декларирование о соответствии;
- Сертификация соответствия.
Рекомендуется перед закупкой каждого вида СИЗ проводить производственные испытания СИЗ работниками. При положительной реакции работников на тестируемые СИЗ передать информацию в отдел закупок. Кроме того, необходимо наладить входной контроль каждой поставки СИЗ, в ходе которого особое внимание уделить проверке маркировки, сроков годности, соответствия защитных свойства и наличия всех необходимых сертификатов и деклараций о соответствии.
Перед закупкой СИЗ следует уточнить, где изготовляют СИЗ. СФР возместит только покупку СИЗ, изготовленных на территории государств — членов Евразийского экономического союза.
Добросовестность изготовителя следует проверить на сайте, где публикуются судебные решения по искам за некачественную поставку СИЗ.
Ответственность за необеспечение работников необходимыми СИЗ
- административная (ст. 5.27.1 КоАП РФ);
- уголовная при наступлении тяжелого или смертельного несчастного случая (ст. 143 УК РФ)
- дисциплинарная и материальная в соответствии с ТК РФ;
- репутационные риски (утрата привлекательности HR-бренда, потеря контрактов и разрыв партнерских цепочек, падение спроса на продукцию компании).