Одним из основных общепризнанных методов предупреждения несчастных случаев на производстве является обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работы. Знание правил охраны труда, технологических процессов, правильное использование оборудования, инструментов и приспособлений безусловно помогает предотвращать несчастные случаи и профессиональные заболевания работников, а также способствует повышению производительности труда, снижению финансовых и имиджевых потерь компаний.
Государство коренным образом изменило подходы к обучению работников, утвердив новые Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464 (далее – Правила), взамен постановления от 13.01.2003 № 1/29.
Обучение по охране труда и проверка знания требований охраны труда относятся к профилактическим мероприятиям по охране труда и являются специализированным процессом получения знаний, умений и навыков. Новыми требованиями расширен перечень видов обучения по охране труда, в том числе в ходе проведения:
- инструктажей по охране труда (вводный, инструктажи на рабочем месте: первичный, повторный, внеплановый, целевой);
- стажировки на рабочем месте;
- обучения по оказанию первой помощи пострадавшим;
- обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты;
- обучения по охране труда по соответствующим программам обучения.
Согласно правилам, обучение по вопросам охраны труда должны пройти все работники предприятия, включая работников микропредприятий, ИП. При этом отдельные категории работников обязаны обучиться только в аккредитованных учебных центрах, а при наличии определенных условий, обучение по охране труда для работников можно проводить силами внутренней комиссии работодателя.
Какие изменения внесли новые правила
По задумке регулятора новые подходы к обучению по охране труда должны развивать и формировать:
- знания, которые работник приобретет в ходе освоения теоретической части курса;
- умения, которые работник получит на практических занятиях;
- навыки, которые работник приобретет в результате прохождения стажировки и в процессе трудовой деятельности.
В новых правилах закрепляется риск-ориентированный подход в подготовке работников:
- для каждого работодателя установлено минимальное число работников, которые должны пройти внешнее обучение. Оно зависит от штатной численности и категории риска (приложение 4 Правил). Узнать свою категорию риска можно по письменному запросу в ГИТ или через онлайн-калькулятор на сайте Роструда;
- перечни профессий (должностей) для обучения по отдельным программам или освобождения от него составляются с учетом результатов оценки профессиональных рисков (ОПР), специальной оценки условий труда (СОУТ) (п.п. 46, 54 Правил);
- инструктаж на рабочем месте должен включать информацию обо всех источниках опасности для работника, выявленных при СОУТ и ОПР (п. 22 Правил).
В Правилах появились конкретные требования к стажировке, программам обучения работников. Введено понятие «внеплановое обучение». Напомним, что в Порядке № 1/29 была только «внеочередная проверка знаний».
В приложении Правил указаны пять программ обучения, которые содержат теоретическую часть по темам обучения, количеству часов, формам обучения, практические занятия и проверка знаний, в том числе:
- правилам оказания первой помощи пострадавшим (раздел IV Правил);
- обучение по использованию (применению) СИЗ (раздел V Правил);
- обучение по охране труда (подпункты а, в и в пункта 46 Правил), в том числе:
- по общим вопросам охраны труда и функционированию системы управления охраной труда продолжительностью не менее 16 час (программа «А»;
- по безопасным методам и приемам выполнения работ продолжительностью не менее 16 час (программа «Б»);
- по выполнению работ повышенной опасности (программа «В»).
Если работник подлежит обучению требованиям охраны труда по нескольким программам обучения требованиям охраны труда общая продолжительность обучения требованиям охраны труда суммируется и может составлять не менее 40 час.
Все виды обучения и инструктажей должны заканчиваются обязательной проверкой знаний с оформлением протокола проверки знаний.
Обучение работников у работодателя
Обучение силами работодателя сопряжено рядом условий, оговоренных в Правилах. Если проводится обучение работников требованиям охраны труда, оказанию первой помощи пострадавшим, по использованию (применению) СИЗ силами работодателя без привлечения учебного центра, то необходимо иметь (раздел IX Правил):
- материально-техническую базу в виде мест обучения работников или учебных помещений, а также оборудования, технических средств обучения для осуществления процесса обучения по охране труда;
- учебно-методическую базу в виде программ обучения по охране труда и учебных материалов для каждой программы обучения по охране труда;
- не менее 2 лиц, проводящих обучение по охране труда, в штате организации или специалистов, привлекаемых по договорам гражданско-правового характера;
- комиссию по проверке знания требований охраны труда, сформированную в соответствии с положениями раздела VII настоящих Правил.
Обязательное условие — регистрация работодателя в реестре Минтруда России, внесение в реестр каждого обученного.
Проблемы применения новых Правил обучения
Практика показывает, что далеко не везде, а в особенности в малом бизнесе и на микропредприятиях, обучение по охране труда проводится на достойном уровне. Какие проблемы мешают качественному обучению работников требованиям охраны труда:
- формализм в проведении обучения, когда вместо реального обучения просто заполняются документы, фиксирующие инструктажи, стажировку и обучение по охране труда. По новым правилам обучение происходит по следующей схеме «трудоустройство- обучение- допуск к работе», что влечет за собой прямые экономические потери для бизнеса.
Работодатель в данной ситуации обязан выплачивать работнику среднюю заработную плату в течение всего периода подготовки. Такое положение невыгодно ни одной из сторон трудовых отношений: работодателю – ввиду незапланированных затрат, работнику – в связи с утратой части дохода.
- разработка программ обучения без адаптации под специфические риски конкретного производства. Зачастую используют стандартную программу обучения из приложений Правил, без учета конкретных рисков и потенциальных опасностей специфичных для соответствующего производства.
- недостаточность материально-технического и учебно-методического обеспечения процесса обучения. Необходимо не только выделить помещение для проведения занятий, но и оборудовать его техническими средствами, компьютером для преподавателя, видеопроектором для обучающихся, маркерными досками. В связи с тем, что программы обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, работам повышенной опасности должны содержать практические занятия в объеме не менее 25 % общего объема количества учебных часов, необходимо иметь наглядные пособия, тренажеры, манекены макеты, печатный материал. Эти расходы довольно значительные и не каждый работодатель может обеспечить их в достаточном объеме.
- неурегулированность требований к преподавателям охраны труда. Проект приказа Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по обучению в области охраны труда», подготовленный 17.10.2023г, не утвержден и его статус неясен. Общие требования к преподавателям без уточнения каких-либо дисциплин утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н. В нем для преподавателя установлены требования к образованию, стажу работы. В тоже время Минтруд России в своем письме от 27.12.2022 № 15-2/ООГ-3348 сообщил, что «обучение по охране труда в соответствии с законодательством РФ не отнесено к образовательной деятельности».
При самостоятельном обучении работников у работодателя имеется извечная проблема – нехватка времени и мотивации у главных участников производственных процессов – рабочих и их непосредственных руководителей. Стандартная процедура инструктажей по охране труда зачастую сводится к формальному процессу «иди и распишись за инструктаж», либо сводится к самостоятельному изучению работником инструкции. Формат подобных инструктажей не предвещает удовлетворенности от процесса ни одной из сторон, а рабочий, кроме того, получает представление о не особой важности этих знаний.
Рекомендации по повышению качества обучения работников
Для повышения качества обучения работников необходимо решать задачи, входящие в компетенцию работодателя:
- создать условия для мотивации работников в получении качественных знаний на примере личной заинтересованности руководителей организации, вовлечения персонала в процессы управления производственной безопасностью);
- использовать активные (вовлеченность в процесс обучения) и интерактивные (постоянное взаимодействие преподавателя и обучающих) методы обучения;
- создавать обучающие видеоролики, направленные на решение конкретных задач;
- организовывать процесс обучения в формате интенсива, чередования тренингов, видеоуроков, практических занятий и выдачи работникам раздаточных материалов (описание программы обучения с разделением на модули);
- выбрать исходя из бюджета необходимые технические средства для практической отработки навыков безопасного труда. Например, при обучении работам на высоте -стенд или полигон.
Необходимо понимать, что к процессу обучения работников следует подходить ответственно. Регулярный анализ результатов, обратная связь от работников об усвоении материала и последующая корректировка программ обучения — это также эффективные меры, которые помогут не только поддерживать уровень безопасности, но и улучшать качество знаний работников. Эти факторы помогут создавать основу осознанного и безопасного поведения на рабочем месте, а не просто подчиняется тотальному контролю.