Чтобы мотивировать работодателей выполнять требования законодательства об охране труда, улучшать условия труда работников государство использует метод «кнута и пряника». В данном случае – «пряник» это возможность снизить расходы, связанные с охраной труда, «кнут» — увеличение страховых взносов за «травматизм» в СФР и штрафы ГИТ — за невыполнение требований охраны труда.
Трудовым законодательством предусмотрена обязанность работодателей, за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений, расходовать не менее 0,2% производственных затрат на финансирование мероприятий по охране труда (ст. 225 ТК РФ). Часть этих расходов можно возместить за счет государства в рамках финансирования предупредительных мер. Обязанность по возмещению средств возлагают на СФР.
СФР может направить на финансовое обеспечение предупредительных мер до 20% сумм страховых взносов, начисленных работодателю за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством РФ на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.
Механизм возврата средств предусмотрен:
-
- приказом Минтруда России от 11.07.2024 № 347н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» (далее – Правила № 347н), который вступил в силу с 1 января 2025г и заменил действующие ранее правила (далее – Правила № 347н);
- приказом СФР от 11.03.2025 № 278 «Об утверждении Административного регламента Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги «принятие решения о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также возмещение производственных расходов на оплату предупредительных мер», действует с 21.04.2025г (далее – Административный регламент).
Обновленные правила позволяют упростить и оптимизировать процесс получения финансового обеспечения, что в свою очередь позволит ускорить реализацию мероприятий по улучшению условий труда и повышению уровня безопасности на рабочих местах.
В новых правилах существенно снижена нагрузка на страхователей в отношении порядка и условий финансового обеспечения предупредительных мер. Эти изменения направлены на упрощение процесса и увеличение гибкости для страхователей, что позволяет более эффективно использовать средства.
Для крупных страхователей, к которым относятся предприятия с большим количеством сотрудников или значительными финансовыми оборотами, сокращен срок принятия решения отделением СФР о финансовом обеспечении предупредительных мер. Это изменение позволяет ускорить процесс принятия решений, что в свою очередь способствует более оперативному началу реализации необходимых мер.
Работодатель (страхователь) вправе самостоятельно принимать решения о том, как эффективно использовать средства на предупредительные меры из установленного списка и в рамках рассчитанного бюджета. Это значит, что у него есть возможность в выборе и замене одних мер на другие, что позволяет адаптироваться к конкретным условиям и потребностям. При этом не нужно будет обращаться в отделение СФР для утверждения изменений, что значительно упрощает процесс и делает его более удобным.
Кроме того, правилами предусмотрено право страхователя в течение 5 (пяти) рабочих дней устранять замечания в документах, подтверждающих произведенные расходы. Это положение обеспечивает страхователям дополнительную степень защиты от возможных отказов в возмещении расходов из-за формальных неточностей или ошибок в документации.
Обновлен примерный перечень мероприятий, подлежащих финансовому возмещению из СФР, в их числе:
а) проведение специальной оценки условий труда;
б) реализация мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
в) обучение по охране труда и (или) обучение безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности, в том числе горных работ, а также действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте с отрывом от работы некоторых категорий работников;
г) приобретение работникам СИЗ, изготовленных на территории государств — членов ЕЭС, и смывающих средств на основании норм бесплатной выдачи СИЗ и смывающих средств, утвержденных локальным нормативным актом и разработанных на основании Единых Типовых Норм выдачи СИЗ и смывающих средств, с учетом результатов спецоценки, результатов оценки профрисков, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при его наличии);
д) санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (исключая размещение в номерах высшей категории);
е) проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников;
ж) обеспечение лечебно-профилактическим питанием работников, для которых указанное питание предусмотрено перечнем отдельных видов работ, при выполнении которых работникам предоставляется бесплатно лечебно-профилактическое питание по установленным нормам, утвержденным приказом Минтруда РФ от 16.05.2022 № 298н;
з) приобретение страхователями, работники которых проходят обязательные предсменные (послесменные) и (или) предрейсовые (послерейсовые) медицинские осмотры, медицинских изделий для количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе, а также для определения наличия психоактивных веществ в моче, прошедших процедуру государственной регистрации медицинских изделий и внесенных в государственный реестр медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий;
и) приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов);
к) приобретение страхователями аптечек для оказания работниками первой помощи пострадавшим с применением медицинских изделий;
л) приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно предназначенных для обеспечения безопасности работников и (или) контроля за безопасным ведением работ в рамках технологических процессов, в том числе на подземных работах;
м) приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования, в том числе компьютерных тренажеров, программного обеспечения, видеофильмов и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно обеспечивающих проведение обучения по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте и (или) дистанционную видео- и аудиофиксацию инструктажей, обучения и иных форм подготовки работников по безопасному производству работ, а также хранение результатов такой фиксации;
н) санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством РФ (исключая размещение в номерах высшей категории);
о) приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, сервисов, систем, непосредственно предназначенных для мониторинга на рабочем месте состояния здоровья работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
п) приобретение приборов, устройств, оборудования (приборы, устройства, оборудование стран – членов ЕЭС, при отсутствии отечественных аналогов – импортных приборов, устройств, оборудования при условии включения соответствующих мероприятий в отраслевые планы импортозамещения), обеспечивающих безопасное ведение горных работ, в рамках модернизации основных производств, в соответствии с перечнем рекомендуемых приборов, устройств, оборудования (приборы, устройства, оборудование стран — членов ЕЭС, при отсутствии отечественных аналогов — импортных приборов, устройств, оборудования при условии включения соответствующих мероприятий в отраслевые планы импортозамещения), обеспечивающих безопасное ведение горных работ, в рамках модернизации основных производств;
р) обеспечение бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на рабочих местах с вредными условиями труда, установленными по результатам спецоценки, при наличии вредных производственных факторов в соответствии с перечнем вредных производственных факторов на рабочих местах с вредными условиями труда, установленными по результатам специальной оценки условий труда, при наличии которых занятым на таких рабочих местах работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты;
с) проведение оценки профессиональных рисков.
Порядок подачи работодателями документов с 21.04.2025 определен Административным регламентом, в соответствии с которым подать документы в отделение СФР можно до 1 августа текущего года двумя способами:
-
- лично – посредством обращения в региональное отделение СФР с пакетом документов;
- электронно – через Госуслуги.
Если заявление подается электронно через портал «Госуслуги» — оно формируется в виде электронного документа, решение придет в личный кабинет работодателя. Подача документа на бумажном носителе необходима по форме, приведенной в приложении № 2 Административного регламента ФОПМ. Его составляют в 2х экземплярах, один для СФР, второй для работодателя. Если заявление будет подавать не сам руководитель организации, то лицу его представляющего потребуется доверенность.
Срок подачи заявления на финансовое обеспечение предупредительных мер остаётся прежним — до 1 августа текущего года. При необходимости, подача дополнительного заявления на финансовое обеспечение – до 1 сентября текущего года. Обращаться за финансированием можно с января по июль. Но желательно обратиться с заявлением пораньше, так как более позднее обращение может повлечь за собой отказ СФР, так как средства на текущий год могут быть полностью распределены (п. 6 Правил № 347н).
Заявление подается вместе с Планом финансового обеспечения, рекомендуемая форма которого приведена в приложении к Правилам № 347н. Он составляется с учетом утвержденных работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников с указанием суммы финансирования.
Важно!
Указаны различные варианты подачи заявления в зависимости от того, какое лицо подает соответствующее заявление (п. 26 Административного регламента).
Перечень документов, представляемых работодателем (страхователем) при подтверждении расходов на финансовое обеспечение предупредительных мер:
-
- Заявление о возмещении произведенных расходов на оплату предупредительных мер, форма которого приведена в приложении к Административному регламенту ФОМП;
- Отчет на 2х листах по форме, приведенной в письме ФСС России от 17.09.2021 № 02-09-05/06-10-24447;
- копия (выписка) из локального нормативного акта о реализуемых мероприятий по улучшению условий и охраны труда и (или) копия (выписка) из коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и профсоюзным органом. При предоставлении коллективного договора или соглашения необходимо иметь отметку о регистрации местного органа по труду (ст. 50 ТК РФ);
- пакет документов, обосновывающих необходимость финансового обеспечения для каждого из мероприятий, включенных в план;
- документы, удостоверяющие личность заявителя.
Административным регламентом предусмотрено предоставление пакета документов, обосновывающих необходимость финансового обеспечения некоторых мероприятий, тогда как приказ № 347н требует предоставить лишь копии документов в случае приобретения приборов, устройств, оборудования стран-членов Евразийского экономического союза.
Согласно требованиям Административного регламента к числу необходимых документов относят: документы по результатам проведения специальной оценки условий труда (далее – СОУТ), по обучению работников требованиям охраны труда, по подтверждению приобретения СИЗ, при предоставлении работникам санаторно-курортного лечения (п. 194 Административного регламента). Например, при обосновании затрат на проведение СОУТ, необходимо представить:
-
- договор с организацией, проводившей СОУТ, с указанием идентификационного номера отчета о проведении, количества рабочих мест, в отношении которых проведена СОУТ, ее стоимости;
- организационно-распорядительные документы (приказ о создании комиссии, о завершении СОУТ);
- копии платежных документов, подтверждающих оплату товаров (работ, услуг): копии акта выполненных работ или счет-фактуры: копии счетов на оплату (при наличии);
- Сводную ведомость результатов проведения СОУТ.
Все документы предоставляют в копиях, которые должны быть заверены надлежащим образом (должность, расшифровка подписи, дата, печать организации (при наличии). Каждый документ заверяется отдельно, без сшивания.
Представленный пакет документов проверит представитель СФР и если не возникнет замечаний, то будет принято решение о возмещении расходов и перечислении средств на расчетный счет работодателя (страхователя) (п. 226 Административного регламента).
Принятие решения о предоставлении или об отказе в предоставлении услуги СФР осуществляет в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты получения территориальным органом всех документов и сведений, необходимых для принятия решения (п. 225 Административного регламента). Предоставление результата услуги осуществляется в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня принятия решения (п. 227 Административного регламента).
При этом Административным регламентом предусмотрено возможность отказа заявителю в предоставлении услуги при наличии следующих оснований:
-
- если заявление о возмещении расходов и документы содержат недостоверную информацию;
- в случае если заявление и документы представлены не в полном объеме.
Согласно п. 6 Правил № 347н СФР вправе принять решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер в следующих случаях:
-
- если на день подачи заявления у страхователя имеются непогашенные недоимка, задолженность по пеням и штрафам, образовавшиеся по итогам отчетного периода в текущем финансовом году, недоимка, выявленная в ходе камеральной или выездной проверки, и (или) начисленные пени и штрафы по итогам камеральной или выездной проверки;
- если предусмотренные бюджетом СФР средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий финансовый год полностью распределены.
Отказ по другим основаниям не допускается.
Работодатель (страхователь) при несогласии с решением вправе обжаловать его посредством размещения информации на Едином портале сайта Социального фонда России в сети «интернет». Жалобы в форме документов на бумажном носителе направляются в Социальный фонд России, территориальный орган Фонда посредством почтовой связи или передаются в Социальный фонд России или в территориальный орган Фонда.