Президент Ассоциации разработчиков, изготовителей и поставщиков СИЗ Владимир Котов — о новых подходах к определению и учету профессиональных заболеваний
В июне этого года Минздрав представил новый вариант списка профессиональных заболеваний и, помимо прочих изменений, впервые предложил включить в него онкологию.
Напомним, профессиональное заболевание в РФ в понимании ФЗ-125 «Об обязательном социальном страховании…» — хроническое или острое заболевание сотрудника из-за воздействия вредного производственного фактора, которое привело к утрате трудоспособности. Поскольку такая ситуация считается страховым случаем, работодатели ежемесячно перечисляют в бюджет Соцфонда страховые взносы по ставке от 0,2% до 8,5% выплат сотрудникам.
Сейчас количество выявляемых профессиональных профзаболеваний, по данным Роспотребнадзора, не превышает 4,6 тыс. случаев в год. При этом среди всех профзаболеваний онкология составляет всего 20–30 случаев, что, по мнению абсолютного большинства экспертов, не соответствует действительности. Поэтому Минздрав и предложил включить ее в список, чтобы сделать выявление более эффективным. Однако при этом процедура установления причинно-следственной связи выявленного случая онкологического заболевания с условиями труда работника у конкретного работодателя представляется не вполне конкретной.
Сейчас при расследовании причин профзаболевания Роспотребнадзор (или ФМБА) составляет санитарно-гигиеническую характеристику условий труда работника, информацию для которой предоставляет работодатель. В настоящее время форма санитарно-гигиенической характеристики и порядок ее составления также пересматриваются Роспотребнадзором, который предлагает при ее составлении учитывать результаты производственного контроля, СОУТ, но за основу брать именно результаты производственного контроля, а не специальной оценки условий труда. Важно понимать, что данные СОУТ и производственного контроля разнятся, так как основываются на разных способах определения и их фиксации. При этом в соответствии с федеральным законом №426-ФЗ СОУТ является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника. Профессиональное сообщество, по нашим опросам, считает, что в основе должны быть именно результаты СОУТ (и классы условий труда, установленные по итогам ее проведения).
Ситуация такой путаницы противоречит целям проводимой в РФ с 2021 года реформы контрольно-надзорной и разрешительной деятельности (снижение административных барьеров и упрощение условий ведения бизнеса). Текущая ситуация с нормативным правовым регулированием вопроса расследования и учета профессиональных заболеваний, на наш взгляд, не отвечает задачам проводимой реформы.
В настоящее время в законодательстве остается еще ряд коллизий, на которые необходимо обратить внимание и которые необходимо решать. В том числе требуется дополнительная тщательная проработка вопроса отнесения онкологии к профзаболеваниям с приложением расчета финансовых затрат как работодателей, так и государства.
Кроме того, законодателям необходимо обратить внимание на цифровизацию процесса и межведомственное взаимодействие. Не требовать от работодателей предоставления информации, которая уже имеется в ведомствах. Например, результаты СОУТ есть во ФГИС Минтруда, доступ к которой есть у Минздрава, Роспотребнадзора, Роструда, СФР и других ведомств.
При этом в целом предложения Минздрава, по данным Ассоциации СИЗ , воспринимаются работодателями положительно. Это позволит сделать работу в промышленности более безопасной и, следовательно, более привлекательной для молодого поколения сотрудников. В условиях нынешнего дефицита кадров это очень важно.
Источник: www.kommersant.ru/