Уходящий 2021 год был богат на законодательные изменения. Их было столько, что даже и систематизировать их все не так-то просто. Поэтому мы не будем перечислять их все, а вспомним лишь те, что больше всего повлияли на жизнь производителей, дистрибьюторов и импортёров.
Вступил в силу 460-ФЗ, ужесточающий требования по проведению инспекционного контроляХотя это можно отнести к предыдущему пункту об отмене сертификатов, потому что сама по себе процедура инспекционного контроля особых изменений не претерпела. Ужесточился именно контроль за своевременностью его проведения и правильностью оформления результатов. Самое главное — сведения о проведении инспекционного контроля теперь вносятся во ФГИС Росаккредитации (в запись о сертификате), а отсутствие этих сведений является основанием для прекращения действия сертификата.
Но есть в этом законе и другое интересное нововведение — теперь сертификат соответствия можно «передать» другому органу для проведения инспекционного контроля. Однако, на текущий момент это больше теоретическая возможность, предусмотренная законодательством, чем сложившаяся практика, потому что сертификационные органы пока не торопятся брать на себя ответственность за чужую работу. Тем более, если с проведением инспекционного контроля в «старом» органе возникли проблемы — велика вероятность, что они появятся и с данным конкретным сертификатом. Возможно, в будущем процесс этой «передачи» будет понятнее, прозрачнее и безопаснее — время покажет.
В разрешительных документах теперь указываются коды GTIN и GLNНо с оговорками. GLN (Global Location Number — глобальный номер местоположения) необходимо указывать только для иностранных производителей (для российских и евразийских не нужно), а при его отсутствии — координаты ГЛОНАСС. GTIN (Global Trade Item Number — глобальный идентификационный номер торговой единицы) можно указывать, если он есть, и если заявитель этого желает.
Вступил в силу 248-ФЗ о государственном контроле и надзореБезусловно, вступление в силу данного федерального закона — главное событие уходящего 2021 года. А учитывая, что этот закон предполагает появление ещё множества подзаконных нормативных актов по конкретным видам контроля — мы ещё точно услышим о нём и в следующем году. Да и дело не в отдельном федеральном законе. Его появление — хоть и один из ключевых, но лишь этап в большой реформе контрольно-надзорной деятельности, идущей в настоящий момент в России. Суть этой реформы — цифровизация государственного надзора вслед за общей цифровизацией экономики. Вместо бумажных документов — записи в реестре, вместо ручных проверок — форматно-логический контроль, вместо инспекторов — алгоритмы.
И этот подход явно прослеживается во многих изменениях, произошедших в этом году. Один из примеров — проведение периодического инспекционного контроля. Раньше контролёру надо было проводить проверку и запрашивать у органа соответствующие акты и протоколы, теперь же вся эта информация содержится в реестре, и, соответственно, предоставлять её не нужно. Да и сам контролёр в этой ситуации скоро может уже не потребоваться. Повлияет ли это на рынок оценки соответствия? Безусловно. Но только на тех, в чьём бизнес-планировании до сих пор оценка рисков строится на факторах «авось прокатит» и «дешевле заплатить штраф».