В ст. 39 Конституции РФ указано, что каждому гарантируется социальное обеспечение, если человек оказался в уязвимом положении и не способен обеспечить нормальный уровень жизни в результате болезни, потери кормильца и.т.п. Аналогично, при получении травмы на производстве ему должно быть гарантировано возмещение вреда его жизни и здоровью, при условии, что он работает по трудовому договору и застрахован в установленном порядке в СФР (ст. 184 ТК РФ, ст. 1 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ).
Однако анализ судебной практики показывает, что даже если комиссия по расследованию несчастного случая на производстве квалифицирует несчастный случай, как связанный с производством, то представители СФР по разным основаниям не соглашаются с подобной квалификацией. Причина простая, это не только желание сэкономить на компенсационных выплатах пострадавшим, но и в разночтениях норм трудового законодательства.
В результате пострадавший или члены семьи погибшего работника, или работодатель обречены на длительный процесс судебных разбирательств в поиске справедливого решения.
Как наладить взаимодействие с представителями СФР до судебных разбирательств и получить желаемый необременительный результат для пострадавшего и работодателей?
Требования ТК РФ
Нормы трудового законодательства обязывают работодателей при возникновении несчастного случая на производстве:
- незамедлительно уведомить ряд органов о происшедшем, в том числе территориальный орган СФР (ст. 228.1 ТК РФ);
- сформировать состав комиссии для выявления его обстоятельств, причин и определения виновных лиц (ст. 229 ТК РФ).
Представители СФР включают в состав комиссии при возникновении:
- несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья;
- несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом.
Кроме того, представители СФР привлекаются к участию в расследовании, которые проводят инспектора ГИТ:
- при выявлении сокрытого несчастного случая;
- при несчастных случаях, происшедших с лицами, выполняющими работу по договорам ГПХ;
- в случае ликвидации организации либо реорганизации юридического лица без сохранения (установления) правопреемства;
- при проведении инспекторами ГИТ дополнительного расследования по основаниям, предусмотренным в ч. 2 ст. 229.3 ТК РФ.
Расследование легкого несчастного случая проводит комиссия, сформированная приказом работодателя.
По результатам расследования все члены комиссии по расследованию обязаны подписать акт формы Н-1 в случае признания несчастного случая производственным, акт по форме № 5 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов, соответствующих классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве, утв. приказом Минтруда России от 20.04.22 № 223н. (далее -Положение № 223н) – в случае признания несчастного случая, не связанного с производством.
Решение о его квалификации принимается большинством членов комиссии по расследованию. В случае несогласия с принятым решением по квалификации несчастного случая, причины его возникновения, определения виновных в допущенном несчастном случае любой член комиссии вправе подписать его с указанием своего аргументированного особого мнения. В этом случае они подписывают акт с пометкой «с особым мнением». Особое мнение можно изложить на отдельном бумажном носителе с подписью и датой, с обязательными аргументами, основанными на нормативных правовых актах. Разногласия рассматриваются в порядке, установленном в ст. 231 ТК РФ.
Рекомендации СФР о порядке расследования несчастных случаев
Даже если комиссия, назначенная приказом работодателя единогласно примет решение о квалификации несчастного случая как связанного с производством, СФР вправе не согласиться и признать случай не страховым. В силу требований ст. 11 Федерального закона от 16.07.99 № 165-ФЗ страховщик имеет право назначать и проводить экспертизу материалов, определять, является ли событие страховым случаем.
С целью повышения знаний представителей СФР, участвующих в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний, подготовлены и действуют с 28.06.23г Методические рекомендации о порядке участия представителей отделений Социального Фонда России в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний (далее – Рекомендации). Они четко структурированы: имеют 3 главы и 3 приложения.
Рекомендации не имеют обязательного характера. Это ведомственный документ СФР, но не обязательный для применения работодателями. Согласно постановлению Правительства РФ от 13.08.97 № 1009 НПА издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Следовать Рекомендациям или вырабатывать свою стратегию решать работодателям и комиссиям по расследованию. Негативных последствий для бизнеса в виде штрафов или санкций за отказ от применения этого документа нет.
Вместе с тем, Рекомендации всегда полезны и желательно им следовать. С ними стоит ознакомиться для того, чтобы:
- иметь представление о том, как действуют представители СФР при получении ими сообщения о несчастном случае, профзаболевании;
- получить информацию от страхователя при приеме и проверке материалов расследования и как правильно предоставлять информацию в СФР.
В этом случае не придется тратить время, чтобы переделывать, вносить поправки, предоставлять дополнительные сведения и.т.д. Рекомендации СФР – это готовые алгоритмы действий, вносящих понятные для сторон способы взаимодействия.
В Рекомендациях продублированы требования ТК РФ об обязательном участии представителя СФР в расследованиях, а также отмечены случаи, когда СФР не принимает участие в расследовании несчастных случаев, а именно:
- если из полученного извещения о несчастном случае однозначно усматривается, что несчастный случай произошел с лицом, не являющимся застрахованным;
- не приведших к необходимости перевода застрахованного лица на другую работу, к утрате трудоспособности или к его смерти, а также в случае, когда нетрудоспособность застрахованного лица составила менее 1 дня;
- для участия в расследовании необходим допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, а у представителя СФР он отсутствует;
- если расследование несчастного случая фактически завершено без участия представителя СФР в связи с несвоевременным извещением;
- если расследование легкого несчастного случая завершено, но по прошествии времени он перешел в категорию тяжелого несчастного случая или несчастного случая со смертельным исходом, и у СФР нет оснований для обжалования решений, принятых по результатам расследования;
- в случаях невозможности участия в расследовании по обстоятельствам непреодолимой силы (не зависящим от воли СФР).
Извещение:
Порядок оповещения сторонних организаций о несчастном случае утвержден в ст. 228.1 ТК РФ. При возникновении несчастных случаев с тяжелым или смертельным исходом работодатели обязаны направить в течение суток извещение по форме № 1 приложения № 2 Положения № 223н.
О несчастном случае с легким исходом сообщение может быть направлено в произвольной форме. Рекомендуемая форма извещения о несчастном случае с легким исходом предусмотрена в приложении № 1 к Рекомендациям.
Необходимо отметить, что с 01.09.25 приказом Минздрава РФ от 11.04.25 № 196н изменены формы медицинских заключений о характере полученных повреждений здоровья № 315-1/У и об установлении заключительного диагноза пострадавшего № 316-1/У.
Если по прошествии времени несчастный случай перешел в категорию тяжелого несчастного случая или несчастного случая со смертельным исходом работодатель обязан направить в течении суток извещение о несчастном случае в СФР.
Извещение может быть направлено по электронной почте, факсом и другими имеющимися средствами связи, например, телефонной. Поступившее извещение о несчастном случае не позднее чем на следующий рабочий день после его поступления в СФР регистрируется в установленном порядке в качестве входящей корреспонденции.
Сообщение об участии /неучастии/ представителя СФР в расследовании несчастного случая в письменной форме (форма приведена в приложении № 2 Рекомендаций) направляют работодателю/страхователю или инспектору ГИТ, если извещение направлялось им, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения извещения. Если несчастный случай произошел с работником, но не на территории работодателя, то заверенная копия сообщения выдается (направляется) в территориальное отделение СФР, где зарегистрирован работодатель, представителю СФР, который уполномочен на участие в расследовании.
Если не известить СФР, то такой случай посчитают сокрытым и могут направить в ГИТ представление о привлечении работодателя к административной ответственности.
Критерии СФР для квалификации несчастного случая, связанного с производством:
В Рекомендациях указано, что для подобной квалификации необходима совокупность следующих условий:
- несчастный случай произошел с застрахованным лицом;
- происшедшее событие указано в перечне событий, квалифицируемых в качестве несчастных случаев, если они повлекли за собой: необходимость перевода пострадавшего на другую работу в соответствии с медицинским заключением, временную или стойкую утрату трудоспособности (на срок не менее одного дня) либо смерть (что идентично требованиям абз.1 ч.3 ст.227 ТК РФ);
- обстоятельства (время, место и др.), сопутствовали обстоятельствам, указанным в абз.2-7 ч. 3 ст. 227 ТК РФ);
- пострадавший в момент травмы исполнял трудовые обязанности или работал по заданию работодателя/страхователя или осуществлял иные правомерные действия, обусловленные трудовыми отношениями либо совершаемые в интересах работодателя;
- отсутствовали обстоятельства, при наличии которых несчастный случай мог бы квалифицироваться не связанным с производством (ч. 6 ст. 229 ТК РФ).
Казалось бы, не должно возникать разногласий при решении квалификации несчастных случаев, так как оценочные критерии СФР и ТК РФ не отличаются, тем не менее они происходят, обрекая на мучительные походы пострадавших по судебным инстанциям. Эти проблемы требуют урегулирования и без взаимодействия с представителями СФР обойтись невозможно. В качестве доказательств своей позиции следует опираться на:
- государственные нормативные акты;
- требования Рекомендаций;
- судебные решения по несчастным случаям.
Позиции судов нередко являются весомым аргументом для представителей СФР и специалистам по ОТ следует собирать и анализировать постановления суда, чтобы на стадии принятия решения иметь доказательную базу. Кроме того, необходимо направлять запросы в Минтруд России за разъяснением положений ТК РФ, вызывающих разночтения и непонимание у сторон. Регулятор при внесении изменений в НПА обязательно учтет запросы работодателей.
У работодателей и представителей СФР должны быть выработаны гармонизированные взаимоотношения, ведь они решают важную конституционную задачу сохранения жизни и здоровья работникам, а уж если они утрачены — обеспечить достойный уровень жизни пострадавших и их иждивенцев.