Трудовое законодательство не делает исключений для крупных предприятий или малых, в том числе офисных. Требования охраны труда обязательны для всех работодателей, заключающих трудовые договора с работниками (пп. 3 ст.11, ст. 214 ТК РФ). Однако, нормы трудоохранного законодательства заметно отличаются, если это предприятия относятся к микробизнесу. Рассмотрим детально, какими критериями характеризуется микропредприятие и какие требования охраны труда оно обязано выполнять.
Какие организации считают микропредприятиями
К ним имеют отношение основополагающие характеристики хозяйствования любой компании. Категории субъекта предпринимательства определяются в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ, постановления Правительства РФ от 04.04.2016 № 265. В зависимости от показателей, утвержденных этими нормативно-правовыми актами, бизнес разделяют на микро-, малые и средние предприятия. Микропредприятия – это ИП или организации, у которых:
- среднесписочная численность за предшествующий календарный год не превышает 15 человек;
- суммарная доля участия юридических лиц, не относящихся к малым и средним предприятиям или иностранных компаний составляет не более 49%, а доля государства, общественных или благотворительных организаций – не более 25%;
- доход в предшествующем году был не более 120 млн. рублей.
При соответствии критериям микропредприятие вносится в особый реестр МСП, который находится на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС). Работодатель не обязан подавать какие-либо сведения в ФНС дополнительно, так как это делают сотрудники этой организации на основании предоставляемых им сведениям:
- среднесписочной численность работников;
- данных из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- налоговых деклараций.
Какие требования охраны труда должна выполняться на микропредприятии
- Управление охраной труда
Как уже отмечено, есть особенности в соблюдении требований охраны труда для микропредприятия. Если в ИП или в организации оформлены трудовые отношения хотя бы с одним человеком, то и ему необходимо обеспечить безопасные условия труда и создать свою систему управления охраной труда (СУОТ). Общие для всех работодателей требования СУОТ изложены в приказе Минтруда РФ от 29.10.21 № 776н. Микропредприятия в целях создания своей собственной СУОТ могут использовать ГОСТ Р 12009-2009 «Система управления охраной труда на малых предприятиях». Организационная структура управления ОТ может иметь один уровень, если в организации нет структурных подразделений.
Справочно!
ГОСТы не относятся к числу обязательных для исполнения (ст. 212 ТК РФ)
Работодатели в силу закона должны создавать службу охраны труда или вводить должность специалиста по охране труда, имеющих соответствующее образование, при численности работающих 50 и более человек (ст. 223 ТК РФ). На микропредприятии эти функции может выполнять:
- руководитель организации или ИП;
- уполномоченный руководителем другой работник;
- другая организация или ИП, оказывающие услуги в области охраны труда, аккредитованная в установленном порядке.
Для возложения обязанностей на себя или другого работника издают приказ, с которым должны быть ознакомлены все работники. Руководитель или другой ответственный работник в этом случае должны пройти обучение и проверку знания охраны труда в обучающей организации.
К сведению!
Работодатель или ИП проходят обучение требованиям охраны труда до приема на работу первого работника
При передаче функции управления охраной труда сторонней организации (аутсорсера) необходимо заключить договор гражданско-правового характера. Организация должна соответствовать требованиям постановления Правительства РФ от 16.12.21 № 2334. В числе основных требований – регистрация в реестре Минтруда России, наличие не менее 3х специалистов по охране труда, работающих по трудовому договору и др.
- Обучение по охране труда
Требования по порядку обучения установлены постановлением Правительства РФ от 24.12.21 № 2464 (далее -Правила № 2464). Этот процесс может проводиться для работников микропредприятия в упрощенном виде (пункты 100-103 Правил № 2464). Обучение по вопросам охраны труда, оказанию первой помощи, по использованию (применению) СИЗ можно проводить только в виде инструктажа. Решение о проведении обучения принимает работодатель с учётом минимального количества работников, подлежащих обучению, с учётом среднесписочной численности и категории риска организации. Например, если проводятся работы повышенной опасности, то такое обучение проводят по программе для работ с повышенной опасностью с учетом требований указанных правил.
Согласно правилам, должны проводиться: вводный инструктаж и инструктажи на рабочем месте (первичный, повторный, внеплановый, целевой). Микропредприятие вправе совместить проведение с работником проведение вводного и первичного инструктажа на рабочем месте, при этом возможно ведение единого документа регистрации проведения инструктажа по охране труда
Проверку усвоенных на инструктаже правил охраны труда может осуществлять руководитель или другой, назначенный им ответственный работник. При этом не нужно создавать комиссию для проверки знаний, как это делается на других предприятиях.
- Разработка ЛНА по охране труда
Обойтись без разработки локальных нормативных актов микропредприятие не может. Решение вопроса о разработке документов по охране труда зависит исключительно от специфики деятельности. Если это только офисные сотрудники, использующие компьютеры и другую офисную технику, это один набор документов; если это производство, где присутствуют вредные и (или) опасные производственные факторы – это другой перечень. Универсальных требований нет, всё адаптируется под специфику организации или ИП.
К числу рекомендуемых ЛНА по ГОСТ Р 12009-2009, помимо СУОТ, относят:
- инструкции по охране труда по должностям, профессиям или виду выполняемой работы. Требования к разработке и содержанию инструкций определен приказом Минтруда России от 29.10.21 № 772н. Сколько их необходимо зависит от специфики деятельности микропредприятия;
- программы инструктажей по охране труда, документы по их регистрации;
- планы мероприятий по охране труда;
- документы по результатам проведения СОУТ;
- документы по проведению оценки профессиональных рисков;
- заключения медицинской организации по результатам предварительных, периодических медосмотров, психиатрического освидетельствования работников (при их необходимости);
- акты проведения испытаний производственного оборудования, транспорта, подъемных устройств, оснастки, инструмента, средств подготовки инструмента (при их наличии);
- результаты аудитов, анализа функционирования СУОТ и др. документы.
Кроме того, должны вестись журналы (учета микротравм, учета несчастных случаев, учета нарядов-допусков и др. вопросам), графики инструктажей, обучения, медосмотров, личные карточки учета выдачи СИЗ.
Субъекты малого предприятия, включая микропредприятия, могут не разрабатывать ЛНА, устанавливающего порядок обеспечения работников СИЗ. Такие требования приведены в п. 77 приказа Минтруда России от 29.10.21 № 766н. Однако в обязательном порядке необходимо определить нормы бесплатной выдачи СИЗ, нормы бесплатной выдачи дерматологических СИЗ и смывающих средств, если есть кому их выдавать. Нормы устанавливают на основании требований приказа Минтруда России от 29.10.21 № 767н. Информацию об условиях хранения СИЗ, способа выдачи, распределение ответственности, обязанности работников можно указать в СУОТ организации.
- Особенности проведения специальной оценки условий труда (СОУТ)
Упрощенный способ проведения СОУТ определен приказом Минтруда России от 31.10.22 № 699н. Особенности проведения СОУТ можно применять на рабочих местах микропредприятий, указанных в п. 2 этого приказа, в.т.ч. например, деятельность по разработке компьютерного программного обеспечения, консультационных услуг в данной области и других сопутствующих услуг; деятельности в области информационных технологий; деятельности финансовая и страховая и.т.д. Всего указано 12 видов деятельности.
Особенности проведения СОУТ не применяют на микропредприятии, если:
- трудятся работники, которые имеют право выхода на пенсию досрочно;
- есть рабочие места с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых работникам предоставляются гарантии и компенсации;
- на рабочих местах ранее проведенной СОУТ были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
Проведение идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляют руководитель и работники микропредприятия, без привлечения сторонней аккредитованной организации. На каждое рабочее время оформляют проверочный лист, образец которого приведен в приложении № 1 к приказу № 699н. Результаты заполнения проверочного листа должна утвердить комиссия по проведению СОУТ. На микропредприятиях функции комиссии может выполнять единолично руководитель, сам индивидуальный предприниматель или их уполномоченный представитель. Если по результатам заполнения проверочного листа не выявлены вредные факторы, то заполняется декларация соответствия условий труда. Тем самым работодатель подтверждает, что условия труда соответствуют государственным нормативным требованиям и проведение исследований (испытаний) и измерений не требуется. Нижнюю часть документа «Сведения о регистрации декларации» заполняет инспектор по труду. К декларации прикладывается оригинал или заверенная копия проверочного листа. Декларация подается работодателем в срок не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения проверочного листа.
Если по результатам идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов выявлен хотя бы один фактор или несколько, СОУТ проводится согласно методике, утвержденной приказом Минтруда России от 21.11.23 № 817н, с привлечением сторонней организации.
Нарушение работодателем установленного порядка проведения СОУТ на рабочих местах или ее непроведение влечет за собой административную ответственность как на должностных лиц, так и юридическое лицо: от предупреждения до штрафа на должностных лиц и ИП в размере от 5 до 10 тыс. рублей, на юридических лиц от 60 до 80 тыс. рублей (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).