Потери трудоспособного населения в ДТП наносят значительный ущерб экономике страны и существенно влияют на ее демографию. Работодатели, у которых есть во владении или аренде автомобили и водительский персонал, в случае ДТП, повлекшими вред здоровью работников и пассажиров, несут в зависимости от тяжести последствий административную или уголовную ответственность и обязаны устранить причины ДТП.
Как же организовать процессы по безопасности дорожного движения на предприятии?
Обязанности работодателей, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств
В состав основных обязанностей работодателей согласно ст. 20 Закона № 196-ФЗ, входят:
- организация безопасной работы водителей;
- обеспечение соответствия технического состояния ТС требованиям законов о безопасности дорожного движения и технического регулирования;
- назначение ответственного за безопасность дорожного движения.
Документы по охране труда в транспортных организациях
Безопасность дорожного движения у работодателей достигается путем создания, внедрения и функционирования системы управления транспортной безопасности, которую необходимо разработать с целью распределения обязанностей и ответственности должностных лиц при эксплуатации ТС. В Систему управления охраной труда следует внести раздел об управлении транспортной безопасности, в Положении о порядке обучения по охране труда и проверки знаний по охране труда внести дополнения о требованиях о допуске к управлению ТС, обучении и повышении квалификации водителей, должностных лиц организации. Должны быть разработаны инструкции по охране труда, и должностные инструкции ответственных лиц, если таковые принято утверждать в организации.
Работодателям в силу требований ст. 214 ТК РФ необходимо обеспечивать систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку. Выбрать метод оценки уровня профессиональных рисков работодатели могут соответствии с рекомендациями приказа Минтруда России от 28.12.2021 № 926 или же обратиться в экспертную организацию, специализирующуюся на соответствующей оценке.
В транспортной организации должны быть следующие документы:
- положение по идентификации опасностей и оценке уровней профессиональных рисков;
- приказ о проведении мероприятий по управлению профессиональными рисками;
- перечень рабочих мест, на которых проводится оценка профессиональных рисков;
- план-график проведения оценки профессиональных рисков;
- карта идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков;
- реестр профессиональных рисков;
- план мероприятий по управлению профессиональными рисками.
Организация безопасной работы водителей
Работники, которые управляют ТС, должны иметь соответствующую подготовку для управления определенной категории ТС и не иметь медицинских противопоказаний к их управлению.
Обучение водителей ТС
Работа, непосредственно связанная с движением ТС, может выполняться только работниками, прошедшими профессиональный отбор и профессиональное обучение (ч. 1 ст. 328 ТК РФ). Право на управление ТС подтверждается водительским удостоверением. Для его получения необходимо пройти обучение в соответствии с приказом Минпросвещения России от 08.11.2021 № 808 и сдать соответствующий экзамен. В удостоверении указывается категория (подкатегория) ТС, на управление которым предоставлено специальное право.
Водители, осуществляющие перевозку опасных грузов, дополнительно проходят повышение квалификации в соответствии с приказом Минтранса России от 11.01.2022 № 1. По результатам обучения и экзамена водитель получает свидетельство ДОПОГ о подготовке.
Требования по обучению водителей и должностных лиц по вопросам охраны труда определяются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464. Работники, управляющие ТС, обязаны проходить обучение по оказанию первой помощи (п. 33 № 2464).
Медицинские осмотры:
Прием работника на работу, непосредственно связанную с движением ТС, осуществляют после обязательного предварительного медосмотра (ч. 2 ст. 328 ТК РФ). Медосмотр работников, управляющих ТС, проводится в соответствии с приказом Минздрава России от 28.01.2021 № 29н. Водители ТС также обязаны проходить обязательное психиатрическое освидетельствование (приказ Минздрава России от 20.05.2022 № 342н). Кроме того, водители ТС обязаны ежесменно проходить обязательные предрейсовые, предсменные медицинские осмотры, которые позволяют до начала работы выявить признаки воздействия вредных или опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в.т.ч. алкогольное, наркотическое или другое токсическое опьянение и их остаточные явления (приказ Минздрава России от 30.05.2023 № 266н).
Режим труда и отдыха:
Законодательство определяет режим труда и отдыха как последовательность интервалов управления ТС и обязательных перерывов между ними. Соблюдение режима труда и отдыха водителей – важная составляющая безопасности дорожного движения, которая направлена на снижение усталости и скорости реакций водителя. Особенности для лиц, управляющих ТС, содержатся в приказе Минтранса России от 16.10.2020 № 424. Требования документа работодатели отражают в ПВТР, которые водители обязаны строго соблюдать.
С целью контроля режима труда и отдыха необходимо устанавливать тахографы на некоторые ТС (ст. 20 Закона № 196-ФЗ). Категории и виды ТС, оснащаемых тахографами, определены в приказе Минтранса России от 28.10.2020 № 440.
Техническое состояние ТС
Неудовлетворительное техническое состояние ТС часто является причиной ДТП. Чтобы содержать ТС в исправном состоянии необходимо обеспечить эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт и проверку технического состояния автотранспорта в соответствии с требованиями правил и технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя. Соответствующие требования установлены Правилами по охране труда на автомобильном транспорте, утв. приказом Минтруда России от 09.12.2020 № 871н. Проводить обслуживание можно как собственными силами работников предприятия, так и в автосервисе, с которым заключается договор.
С целью исключения выпуска на линию технически неисправных ТС должен проводиться ежедневный контроль их технического состояния: предрейсовый и послерейсовый (ст. 20 Закона № 196-ФЗ). Порядок контроля определен приказом Минтранса России от 15.01.2021 № 9.
Назначение ответственного за БДД
Для организации работы назначается ответственный за БДД, прошедший в установленном порядке аттестацию (ст. 20 Закона № 196-ФЗ, п. 8 приказа № 145). Ответственный за БДД назначается в следующих случаях:
- если организация занимается коммерческими грузовыми и пассажирскими перевозками;
- если организация эксплуатирует грузовые машины и (или) легковой транспорт для собственных нужд.
Требования по назначению ответственного за БДД:
Работодатель может назначить ответственным за БДД любого работника организации, который соответствует квалификационным требованиям и прошел аттестацию. Можно ввести в штатное расписание отдельную должность и принять на полную ставку нового работника, заключив с ним трудовой договор, или привлечь совместителя на часть ставки. Альтернативный вариант — поручить одному из работников организации задачи, связанные с транспортной безопасностью, в виде дополнительных обязанностей. Назначение осуществляют приказом работодателя в соответствии с требованиями ТК РФ.
Требования к квалификации ответственного за БДД:
Требования к квалификации ответственного за БДД определяет приказ Минтранспорта РФ от 31.07.2020 № 282. К квалификации специалиста, ответственного за БДД, предъявляется следующие требования:
- образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по специальности или направлению подготовки, входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и прохождение аттестации на право занимать соответствующую должность, в случае если такая аттестация предусмотрена законодательством РФ;
- образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по специальности или направлению подготовки, не входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», профессиональная переподготовка с присвоением квалификации специалиста, ответственного за БДД, подтвержденной документом о квалификации, и прохождение аттестации на право занимать соответствующую должность, в случае если такая аттестация предусмотрена законодательством РФ.
К работникам, имеющим среднее профессиональное образование, предъявляются требования к стажу работы в области обеспечения БДД не менее трех лет. К работникам, имеющим высшее образование, требования к стажу не предъявляются (п.п. 15.3, 15.4 приказа № 282).
Порядок аттестации ответственного за БДД:
Проведение аттестации осуществляется аттестационными комиссиями из представителей территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и федерального бюджетного учреждения «Агентство автомобильного транспорта» (приказ Минтранспорта РФ от 31.07.2020 № 282).
Обязанности ответственного за БДД:
Ответственный за БДД обязан (п.15.2 приказа № 282):
- разрабатывать и проводить мероприятия по предупреждению ДТП и контролировать их выполнение;
- разрабатывать или участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов организации по вопросам обеспечения БДД;
- проводить вводный, предрейсовый, сезонный, специальный инструктаж водителей;
- контролировать соблюдение водителями режима труда и отдыха;
- контролировать допуск водителей к управлению только теми категориями транспортных средств, право управления которыми предоставлено им в соответствии с водительскими удостоверениями;
- контролировать прохождение водителями обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию навыков оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП;
- организовывать работу контролеров технического состояния ТС;
- проверять при выпуске ТС на линию наличие их регистрационных документов, соответствующих разрешений при наличии изменений конструкции ТС, документов, подтверждающих проведение их технического осмотра;
- организовывать стажировку водителей и работу водителей-наставников;
- инструктировать водителей об условиях и особенностях перевозок на маршрутах, уделяя при этом особое внимание состоянию дорог, особенностям дорожного движения на отдельных участках в конкретных метеорологических условиях;
- информировать водительский состав, инженерно-технических работников, органы управления юридического лица, индивидуального предпринимателя о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах ДТП;
- анализировать причины возникновения ДТП и нарушений Правил дорожного движения РФ, совершенных водителями, готовить отчеты о ДТП и принятых мерах по их предупреждению;
- осуществлять сверку данных о ДТП, в которых участвовал подвижной состав организации, с данными ГИБДД, МВД России;
- организовывать и проводить агитационно-массовую работу по БДД в коллективе;
- организовывать работу кабинета (класса) безопасности дорожного движения по плану, утвержденному руководителем организации;
- устанавливать причины и обстоятельства возникновения ДТП, выявлять нарушения установленных требований по обеспечению БДД;
- принимать необходимые меры по обеспечению БДД;
- составлять оперативные сводки и рапорты о работе и происшествиях за смену;
- принимать меры по включению резервных ТС в дорожное движение на маршруте взамен преждевременно сошедших с маршрута по техническим или другим причинам, оперативному переключению ТС с маршрута на маршрут, на другой путь следования в связи с ремонтом дорог.
Конкретный перечень обязанностей ответственного за БДД закрепляют в его трудовом договоре или должностной инструкции.