В высшем образовании (ВО) наблюдаются следующие тенденции:
- снижение числа экономистов и менеджеров (на 20% с 2016 по 2022 гг.);
- рост выпуска в компьютерных (на 68%) и технических науках (на 44%);
- негативный тренд в численности сдающих ЕГЭ по техническим и естественным наукам (кроме информатики);
- с 2018 по 2023 гг.:
⤵️Физика – сокращение на 48%;
⤵️Химия – сокращение на 11%;
⤵️Профильная математика – сокращение на 33%
🔝Информатика – рост на 68%.
В среднем профессиональном образовании (СПО):
- переориентация части спроса с ВО на СПО, но не на рабочие профессии;
- с 2016 по 2022 гг. колоссальный рост выпуска в общественных науках;
- треть выпускников СПО (в особенности специалисты среднего звена) продолжают обучение по программам ВО, а не выходят на рынок труда.
Спрос на цифровые компетенции в приложение к предметным областям остается неудовлетворенным.
- Тотальная цифровизация всех отраслей привела к спросу на цифровые компетенции в сочетании с предметными компетенциями;
- различия в качества образования;
- несмотря на рост количественного выпуска технических специальностей, наблюдается низкий уровень владения профильным программным обеспечением.
⁉️ Что делать?
✅ Необходимость инвестировать в обновление навыков – возрастает важность ДПО
- быстрый рост спроса на обновление знаний всех работников в связи со сменой технологий;
- большой сегмент (20-25%) экономически неуспешных работников из-за особенностей российского рынка труда и проблем с переподготовкой;
- расходы предприятий на эти цели составляют всего около 0,3% от общих затрат на рабочую силу;
- низкий технологический уровень производства, слабая конкуренция и высокая мобильность работников снижают стимулы к инвестированию в переобучение.
✅ Число слушателей по программам ДПО выросло на 54% за последние 8 лет
- наибольшее число слушателей приходится на возрастную когорту 35-39 лет;
- те, кто в наибольшей степени нуждается в переобучении (в т.ч. предпенсионеры), оказываются вне доступа к нему.
✅ Необходимо выстраивание работы индустрии с системой образования, причем чем раньше, тем лучше
- демографический кризис смещает фокус поиска с готовых специалистов-выпускников образовательных организаций на студентов, которые еще находятся в процессе обучения;
- их привлечение требует перестройки работы кадровых подразделений.
‼️ Выводы:
Наблюдается нарастание дефицита кадров (особенно квалифицированных рабочих) в условиях демографического кризиса.
- Ключевым решением проблемы дефицита кадров является изменение технологий, переход к менее трудоемким технологиям, + увеличение инвестиций в ДПО: программы переобучения и переквалификации кадров.
- Отсюда другое следствие – выше требования к навыкам и знаниям.
- Нужны сквозные компетенции (цифра).
- Будет конкуренция за кадры.
- Гонка заработных плат за ключевые кадры.
Ещё больше актуальной информации о состоянии рынка труда Вы получите, посетив мероприятия деловой программы БИОТ-2023.
Зарегистрироваться сейчас
🌐 www.biot-expo.ru