Специальная оценка условий труда (далее – СОУТ) стала обязательной процедурой с 1 января 2014г. Под СОУТ понимаются мероприятия по идентификации вредных и опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника. По итогам ее проведения для разных категорий работников устанавливаются классы и подклассы условий труда. Результаты СОУТ применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ, а также для установления дополнительных тарифов страховых взносов, расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда (ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Нередко для уменьшения расходов работодатели нанимают специализированные организации, которые проводят некачественную СОУТ, занижают классы условий труда, и снижают размер социальных гарантий и компенсаций.
Законодатель установил инструмент для защиты интересов работников, осуществляющих трудовую деятельность во вредных и (или) опасных условиях труда – проведение государственной экспертизы условий труда.
Понятие о государственной экспертизе условий труда
В законодательстве РФ отсутствует определение, что такое государственная экспертиза условий труда, однако законодатель указал ее цель, субъекты и объекты, порядок ее проведения. Целью проведения экспертизы являются:
-
- качество проведения специальной оценки условий труда;
- правильность предоставления работникам компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- оценка фактических условий труда работников.
Необходимость проведения экспертизы может быть вызвана как требованием законодательства, так и наличием конфликтной ситуации. Это может быть как несогласие работодателя с действиями специализированной организации по проведению СОУТ, так и не согласие работника с результатами СОУТ. Работники могут посчитать, что проверка была проведена некорректно, и ищут варианты, как оспорить результаты СОУТ, чтобы вернуть себе выплаты.
Если гарантии и компенсации за вредные условия труда установлены неверно и противоречат нормам трудового законодательства, работодатель несет необоснованные затраты на их предоставление. К расходам работодателя на предоставление работникам таких гарантий и компенсаций относятся:
-
- расходы на оплату труда в повышенном размере (ч. 1 ст. 146 ТК РФ);
- расходы на оплату ежегодных дополнительных отпусков (ч. 1 ст. 116, ст. 117 ТК РФ);
- затраты на направление работников на предварительные или периодические медосмотры (ст. 220 ТК РФ).
- расходы на выдачу молока или равноценных пищевых продуктов по установленным нормам работникам, занятых на работах с вредными условиями труда, лечебно-профилактического питания — на работах с особо вредными условиями труда (ст. 222 ТК РФ).
- затраты на сокращенную продолжительность рабочего времени в неделю на работах с вредными условиями труда 3-й или 4-й степени (то есть подклассы вредности 3.3 и 3.4) или опасным условиям труда — не более 36 часов (ст. 92 ТК РФ).
Нормативные требования
Порядок проведения государственной экспертизы качества специальной оценки условий труда (далее -СОУТ) определен следующими нормативными актами:
-
- Трудовой кодекс РФ (ст. 213);
- Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценки условий труда» (ст. 24) (далее – Закон № 426-ФЗ);
- приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 775н «Об утверждении порядка проведения государственной экспертизы условий труда» (далее – приказ № 775н);
- приказ Роструда от 23.08.2019 № 232 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда в целях оценки правильности предоставления гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда работникам организаций, входящих в группы компаний (корпорации, холдинги и иные объединения юридических лиц), имеющих филиалы, представительства и (или) дочерние общества, действующие на постоянной основе на территории нескольких субъектов Российской Федерации» (далее – приказ № 232);
- приказ Минтруда России от 28.10.2021 № 765н «Об утверждении типовых форм документов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда» (далее – приказ № 765н).
- приказ Минтруда России от 09.10.204 № 682н «Об утверждении методических рекомендаций по определению размера платы за проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда» (далее – приказ № 682н).
- приказ Минтруда России от 20.07.2023 № 595н «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации государственной услуги по рассмотрению разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, несогласия работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, территориальных органов Федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение Федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, организаций, проводивших специальную оценку условий труда, с результатами экспертизы качества специальной оценки условий труда» (далее – приказ № 595н).
Какой орган проводит государственную экспертизу условий труда
Государственную экспертизу условий труда проводят:
-
- Федеральная инспекция труда, которая осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч. 1 ст. 353 ТК РФ). Информация о порядке предоставления услуги размещается: на официальном сайте Роструда; в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» по адресу: www.gosuslugi.ru;
на информационных стендах в местах, предназначенных для предоставления государственной услуги; может предоставляться с использованием средств телефонной, факсимильной и электронной связи или на личном приеме; - Органы исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда. Например, в г. Москве государственную экспертизу условий труда проводит Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы (ДСЗН).
- Федеральная инспекция труда, которая осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч. 1 ст. 353 ТК РФ). Информация о порядке предоставления услуги размещается: на официальном сайте Роструда; в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» по адресу: www.gosuslugi.ru;
Лица, осуществляющие госэкспертизу, наделены определенными правами и обязанностями:
Имеют право |
Обязаны |
|
|
Проведение экспертизы качества СОУТ осуществляется на платной основе за счет средств заявителя по заявлениям ст. 24 Закона № 426-ФЗ):
-
-
- работников;
- профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов;
- комиссий по расследованию несчастных случаев, а также работодателей, их объединений;
- страховщиков;
- органов исполнительной власти;
- организаций, проводивших СОУТ.
-
Размер платы определяется на основании требований приказа № 682н.
При проведении экспертизы условий труда работников холдингов в целях оценки правильности предоставления гарантий и компенсаций за работу с вредными и опасными условиями труда Роструд плату не взимает (п. 29 приказа «№ 232). В круг заявителей входят работодатели и их объединения, работники и профсоюзы организаций, входящих в группы компаний (корпорации, холдинги и иные объединения ЮЛ), имеющих филиалы, представительства и (или) дочерние общества, действующие на постоянной основе на территории нескольких субъектов РФ.
Соответствующая государственная услуга предоставляется в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты регистрации заявления о ее предоставлении.
Основания для проведения государственной экспертизы условий труда
Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании:
-
- определений судебных органов;
- обращений органов исполнительной власти;
- актов комиссий по расследованию несчастных случаев, работодателей, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов (ст. 213 ТК РФ, п. 2 приказа № 775н).
Инициировать проверку могут работники. Если заявителем является работник, то государственная экспертиза условий труда проводится только в отношении условий труда на его рабочем месте (подп. «г» п. 11 приказа № 775н).
Порядок обращения о проведении государственной экспертизы условий труда
Порядок обращения с заявлением о проведении экспертизы зависит от заявителя. Форма заявления для всех инициаторов проверки указана в приложении № 1 приказа № 765н.
Физическое лицо предоставляет дополнительно анкету для обработки персональных данных ГИТ (приложение № 2 к приказу № 765н);
Работодатель
- Для проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения СОУТ заверенные копии следующих документов (п. 12 приказа № 775н):
-
- Отчет о проведении СОУТ;
- Предписания инспектора ГИТ (при наличии).
-
Для проведения государственной экспертизы условий труда по оценке правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными и условиями труда заверенные копии следующих документов:
-
- Отчет о проведении СОУТ;
- Документы по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах;
- коллективный договор (при наличии), трудовой договор (трудовые договоры), локальные нормативные акты, устанавливающие обязательства работодателя по соблюдению прав работников на безопасные условия труда, а также на предоставление гарантий и компенсаций в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях труда;
- положение о системе оплаты труда работников (при наличии);
- локальные нормативные акты работодателя, устанавливающие условия и объемы предоставляемых гарантий и компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, сокращенной продолжительности рабочего времени, размер повышения оплаты труда;
- список работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам;
- копии заключений о результатах проведенных периодических медицинских осмотров работников за последний год.
-
Для проведения государственной экспертизы по оценке фактических условий труда работников СОУТ заверенные копии следующих документов:
-
- отчет о проведении СОУТ;
- документы, содержащие результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах (при наличии);
- коллективный договор (при наличии), трудовой договор (трудовые договоры), локальные нормативные акты, устанавливающие условия труда работника (работников), включая режимы труда и отдыха;
- предписания инспекторов ГИТ (при наличии);
- нормативные правовые акты и локальные акты работодателя, в соответствии с которыми регулируются вопросы технического состояния зданий, сооружений и оборудования, организации технологических процессов, состояние инструментов, сырья и материалов на рабочих местах, применения на рабочих местах средств индивидуальной и коллективной защиты, состояния санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников на рабочих местах, а также установленные режимы труда и отдыха работников на рабочих местах.
Если перечисленные в данном пункте документы не могут быть представлены работодателем, в заявлении отражается информация о причинах их непредставления. Представляемые документы должны быть четкими для прочтения, оформлены в машинописном виде и не должны содержать слов и аббревиатур, употребление которых не допускается законодательством РФ.
Если в государственную экспертизу условий труда обращается ГИТ, то направляется представление по форме приложения № 3 к приказу № 765н.
В случае обращения в государственную экспертизу условий труда органов санитарно-эпидемиологического контроля, направляется представление с приложением необходимых документов, в.т.ч акта проверки или иного документа, подтверждающего обоснованность обращения.
Порядок проведения государственной экспертизы условий труда
При приеме заявления и необходимых документов, представленных на бумажном носителе заявителем лично, на втором экземпляре заявления проставляется дата приема и указывается фамилия должностного лица, принявшего заявление.
После регистрации заявление передается руководителю (заместителю руководителя) службы, который рассматривает его в день поступления и с указанием по исполнению направляет руководителю (заместителю руководителя) уполномоченного структурного подразделения. Последний в течение одного рабочего дня рассматривает заявление и передает его на исполнение должностному лицу.
При получении заявления в форме электронного документа должностное лицо, ответственное за делопроизводство, в день регистрации заявления направляет заявителю подтверждение его получения в виде электронного документа с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг.
Последовательность процедур определена гл. III приказа № 775н, в том числе:
-
- рассмотрение оснований для государственной экспертизы условий труда;
- проведение экспертной оценки объекта государственной экспертизы условий труда;
- организация проведения (при необходимости) исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды и трудового процесса с привлечением аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров);
- оформление результатов государственной экспертизы условий труда.
Срок проведения экспертизы определяется руководителем государственной экспертизы в зависимости от трудоемкости экспертных работ и не должен превышать тридцати рабочих дней со дня регистрации в органе государственной экспертизы условий труда оснований для государственной экспертизы условий труда.
В случае невозможности их проведения в течение указанного срока экспертиза может быть продлена руководителем органа государственной экспертизы условий труда на основании служебной записки о согласовании продления государственной экспертизы условий труда, но не более чем на шестьдесят рабочих дней.
Основания для отказа в предоставлении услуги
Согласно п. 23 приказа № 775н государственная экспертиза условий труда не проводится:
-
- при отсутствии в заявлении сведений о полном наименовании заявителя, оплате экспертизы (пп. «а» — «е» п. 11 приказа № 775н);
- при непредоставлении работодателем (если он является заявителем) комплекта документов, прилагаемых к заявлению, в том числе по результатам направления органом государственной экспертизы условий труда дополнительных запросов о предоставлении документов, при их наличии у работодателя;
- при непредставлении заявителем в случае, если заявителем является организация, проводящая СОУТ, копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям;
- при представлении подложных документов или заведомо ложных сведений;
- при отсутствии (непредставлении) отчета и отсутствии сведений об отчете во ФГИС СОУТ;
- при отсутствии сведений об отчете во ФГИС СОУТ ввиду ликвидации юридического лица или прекращения индивидуальным предпринимателем своей деятельности;
- в случае отсутствия в документах и материалах, прилагаемых к представлению государственной инспекции труда, представлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, или его территориальных органов акта проверки или иных документов по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий, подтверждающих обоснованность изложенной в представлении информации.
Согласно п. 27 приказа № 232 основания для отказа в приеме документов не предусматривается. Вместе с тем регламент допускает основания для приостановления или отказа в предоставлении госуслуги. В предоставлении государственной услуги может быть отказано при наличии одного из следующих оснований (п. 29 Административного регламента):
-
- отсутствие в заявлении сведений, предусмотренных п. 20 приказа № 232;
- непредставление заявителем-работодателем документов, определенных п. 21 приказа № 232;
- поступление заявлений от лиц, не входящих в круг заявителей, указанных в п. 2 приказа № 232;
- представление подложных документов или заведомо ложных сведений.
Оформление результатов государственной экспертизы условий труда
По результатам экспертизы составляется проект заключения государственной экспертизы условий труда:
-
- в случае оценки качества проведения СОУТ – форма приложения № 9 приказа №765н;
- для оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда – форма приложения № 10; приказа 765н;
- для оценки фактических условий труда – форма приложения № 11 приказа № 765н.
Рассмотрение разногласий
В случае возникновения разногласий по вопросам проведения государственной экспертизы условий труда по качеству проведения СОУТ арбитром выступает Минтруд России. Его заключение является обязательным к исполнению всеми участниками.
Разногласия по вопросам проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и фактических условий труда работников рассматриваются в судебном порядке, а также в досудебном порядке в соответствии с законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг (п. 51 приказа № 775н).