В данном федеральном законе, вступившем в силу 8 марта 2022 г., содержатся меры поддержки граждан и бизнеса в условиях внешних экономических санкций. Причём, он не столько описывает конкретные меры, сколько закрепляет за органами власти право эти меры вводить.
В числе прочего он расширяет полномочия Правительства РФ в сфере сертификации, декларирования и других форм подтверждения соответствия продукции (пункт 1 статьи 18):
1. Установить, что Правительство Российской Федерации в 2022 году вправе принимать решения, предусматривающие:
1) особенности оценки соответствия выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации продукции (в том числе в зависимости от страны происхождения такой продукции) требованиям технических регламентов, обязательным требованиям, устанавливаемым до дня вступления в силу технических регламентов, в отношении порядка (схем, процедур) оценки соответствия в формах регистрации (государственной регистрации), испытаний, обязательного подтверждения соответствия (сертификации или декларирования соответствия), экспертизы и (или) в иной форме, сроков действия документов, подтверждающих соответствие, и их продления, а также особенностей ввоза в Российскую Федерацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, в том числе образцов продукции, необходимых для проведения процедур оценки соответствия;
Проще говоря, Правительство РФ теперь официально может изменить как саму процедуру обязательной оценки соответствия, так и этапы в ней (ввоз образцов, проведение испытаний, нанесение маркировки).
Однако, крайне важно иметь в виду следующее:
Во-первых, обязательные требования к продукции не отменяются.
Она по-прежнему должна им соответствовать для свободного обращения на территории ЕАЭС и РФ. Да, процедура подтверждения соответствия может стать «легче» (вопрос — насколько), но сама продукция по-прежнему должна быть качественной.
Во-вторых, государственный контроль и надзор продолжает осуществляться.
Да, объём плановых проверок значительно сокращается, но внеплановые и профилактические мероприятия по-прежнему будут проводиться. Условный инспектор Роспотребнадзора, как и раньше, может проверить товар на безопасность в рамках контрольной или мониторинговой закупки.
В-третьих, ответственность с производителя и продавца не снимается.
И крайне наивно будет полагать, что в текущей ситуации можно будет избежать штрафов и отделаться предупреждением.
Наконец, в-четвёртых, изменения пока нигде не закреплены официально. На данный момент нет ни одного действующего нормативного документа, в котором были бы описаны конкретные изменения — пока всё на уровне «слухов из проверенных источников».
Но мы внимательно следим за ситуацией и будем обновлять эту статью, как только будет появляться какая-то конкретика. И, разумеется, члены АСИЗ будут в числе первых, кто об этом узнает.