Владимир Котов: Мы заинтересованы, чтобы рынок СИЗ был максимально прозрачным
Зачем необходим общественный контроль над СИЗ? Почему нужно идти на БИОТ и кто придумывает инновации? Об этом мы поговорили с Президентом Ассоциации разработчиков, изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты Владимиром Котовым.
В декабре прошлого года совет Ассоциации «СИЗ» выбрал своего нового Президента. Им стал Владимир КОТОВ, человек хорошо известный в профессиональных кругах: в прошлом успешный бизнесмен и уважаемый чиновник, затем – эффективный топ-менеджер крупного предприятия. За первые полгода своей работы Владимир КОТОВ с коллегами успел сделать уже достаточно много. Но планов и перспективных задач – еще больше.
– Владимир Иванович, куда будет ориентирована работа Ассоциации? Какие ваши планы?
– Ассоциация – это общественная организация, поэтому мы являемся медиатором, то есть коммуникатором всех участников рынка СИЗ. Решение накопившихся проблем этого рынка – наши первоочередные задачи.
Ассоциация выступает инициатором многих новелл и изменений в нормативно-правовые акты, которые определяют судьбу охраны труда в России. Мы продолжим вырабатывать с заинтересованными участниками рынка единую политику и представлять ее перед регуляторами. Это одна из главных задач АСИЗ. Но наша главная задача – это обеспечение безопасности работающего человека, а взаимодействие с регулятором, пожалуй, самый эффективный способ ее решения.
Совместно с Минтрудом России мы являемся организаторами крупнейшей в Восточной Европе, СНГ и России выставки БИОТ, которая ежегодно проходит в конце года на площадке ВДНХ в Москве. Это мероприятие должно еще больше развиваться, чтобы представлять общественности всю важность применения средств индивидуальной защиты, воспитывать у работников культуру безопасности, а у работодателей ответственность за обеспечение СИЗ и обучение их правильному применению. И это не только выставка СИЗ, это выставка о безопасности.
На этой площадке будут представлены самые современные решения в области обучения, промышленной, экологической, пожарной безопасности. СИЗ – это уже последний рубеж в обеспечении безопасности работающего человека. Поэтому мы рассматриваем абсолютно все аспекты, которые позволят предотвратить травмы или получить профессиональные заболевания. Мы продолжим работать в этом направлении.
– Как бороться с контрафактными СИЗ? Сегодня много говорят об этом…
– Почему существует контрафакт? Потому что он выгоден определенным кругам. Одними запретительными мерами не обойтись, проблему необходимо решать системно. В этом вопросе деятельность Ассоциации осуществляется по нескольким направлениям.
Во-первых, с точки зрения регуляторной. Необходимо, чтобы уже принятые новые законодательные инициативы работали более четко. Тема происхождения контрафакта. Есть товары, которые неправильно промаркированы, не соответствуют заявленным характеристикам, – их тоже относят к контрафакту. Что относится к контрафакту, а что нет? Этот вопрос нуждается в более четкой доработке.
Одним из решений должен стать входной контроль. Есть хорошие практики, которые существовали еще во времена Советского Союза. К таким процедурам я бы отнес приемку продукции. Поэтому мы будем кооперироваться с предприятиями, чтобы обмениваться практическим опытом, как эффективно осуществлять входной контроль при приёмке СИЗ. Производители, которые полностью обладают информацией о своей продукции, заинтересованы в том, чтобы эту продукцию оценивали одинаково, с другой стороны, важна обратная связь от потребителей. Ассоциация «СИЗ» будет является площадкой для обмена таким уникальным опытом.
К сожалению, в погоне за оптимизацией и снижением расходов на СИЗ, многие потребители снизили требования к качеству продукции. Ссылаясь на 223-ий и 44-ый федеральные законы, компании пытаются выставить главным критерием при выборе не качество, а низкую цену. Такой подход оставляет лазейки для поставок контрафактных изделий. И это тоже требует решения.
Второе направление, по которому АСИЗ продолжит свою работу, – это контроль в сфере сертификации. Не секрет, что сегодня существует большой рынок сертификации. На нем действуют разные игроки, в том числе недобросовестные, которые выдают и получают сертификаты на продукцию, не всегда отвечающую заявленным характеристикам и требованиям.
Ассоциация заинтересована в том, чтобы сертифицирующие организации честно выполняли свои обязательства, а у компаний не было возможностей и соблазнов проходить так называемую упрощенную процедуру и получать сертификат быстрее.
Поэтому мы планируем внедрить общественный контроль. Уже есть договоренность с Росаккредитацией, и мы начали активно работать с органами по аккредитации и сертификации, лабораториями, которые проводят испытания. Мы стремимся, чтобы этот диалог был максимально открытым и честным, а процедуры максимально прозрачными.
– Много вопросов по электронной маркировке? Дорогое мероприятие. А будет ли эффективным?
– Абсолютно беспрецедентное мероприятие, которому по масштабам реализации аналогов в мире нет. Безусловно, Ассоциация является активнейшим участником этого процесса.
Некоторые члены АСИЗ (прим. ред. – «Восток-Сервис», «Техноавиа», «Парижская коммуна») вошли в пилотный проект по маркировке обуви. Он стартовал еще в прошлом году, а с 1 июля началась обязательная маркировка обувных товаров.
В рамках пилота нашими экспертами уже было предложено более 40 изменений в применение технологий маркировки, выявлено много неразрешенных и невидимых на первый взгляд проблем. Ряд из них уже решены с помощью Ассоциации. К примеру, мы убедили, и наши аргументы были приняты, чтобы потребитель был выведен из участников процедуры. Это, намного упрощает внедрение самой процедуры.
Маркировка позволит сделать рынок СИЗ более прозрачным, от производства продукта до конечного потребителя. Мы будем видеть всю цепочку. Более того, в маркировку в качестве необязательных полей введена возможность внесения информации о сертификате соответствия. Таким образом, создается полная цепочка, в которой появляются звенья «кто и когда проверял».
Мы активно принимаем участие в этих процессах, потому что заинтересованы в максимальной прозрачности рынка. И мы активно делимся этим опытом со своими членскими организациями. Поэтому члены Ассоциации, узнавая чуть раньше и больше информацию, чем остальные, имеют возможность идти на шаг впереди других компаний.
Продолжение интервью Владимира КОТОВА о том, как изменится крупнейшая выставка БИОТ и какие новации СИЗ на ней могут быть представлены, читайте в нашей следующей публикации.